ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на
34(33) часа (при 1 часе в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
№
п/п
1.
2.
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Использования электронных
Форма
(цифровых) образовательных
Тема
проведения
ресурсов, являющихся
занятий
учебно-методическими
материалами
Читательская грамотность
Виталий Бианки.
Содержание
сказки. 1. «Единая коллекция
Лис и мышонок.
Качество: осторожность, цифровых образовательных
предусмотрительность.
ресурсов» - http://schoolИнструктаж по ТБ.
collektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Русская народная сказка. Содержание
сказки. 1. «Единая коллекция
Мороз и заяц.
Качество: выносливость, цифровых образовательных
упорство.
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Владимир Сутеев.
Содержание
сказки. 1. «Единая коллекция
Живые грибы.
Качество: трудолюбие.
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
4.
Геннадий Цыферов.
Петушок и солнышко.
Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение признавать свои
ошибки.
5.
Михаил Пляцковский.
Урок дружбы.
Содержание
Качество:
жадность.
6.
Грузинская сказка.
Лев и заяц.
Содержание
Качество:
находчивость,
глупость.
сказки.
смекалка,
хитрость,
7.
Русская народная сказка.
Как лиса
училась летать.
Содержание
Качество:
находчивость,
глупость.
сказки.
смекалка,
хитрость,
8.
Евгений Пермяк.
Четыре брата.
Содержание
Качество:
ценности.
сказки.
семейные
сказки.
дружба,
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
9.
Математическая грамотность
Про курочку Рябу,
Счёт
предметов,
золотые и простые яйца. составление и решение
выражений,
задачи.
Многоугольники.
10.
Про козу,
козлят и капусту.
Счёт
составление
выражений,
Ломаная.
предметов,
и решение
задачи.
11.
Про петушка и
жерновцы.
Состав числа 9, анализ
данных и ответы на
вопросы.
12.
Как петушок и
курочки делили
бобовые зёрнышки.
Разложение числа 10 на
два и три слагаемых.
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
13.
Про наливные
яблочки.
Увеличение числа на
несколько
единиц,
сложение и вычитание в
пределах 20.
14.
Про Машу и
трёх медведей.
Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение
суммы.
15.
Про старика, старуху,
волка и лисичку.
Задачи на нахождение
части. Состав числа 12.
16.
Про медведя, лису и
мишкин мёд.
Задачи на нахождение
суммы. Состав чисел
второго десятка.
17.
За покупками.
Финансовая грамотность
Цена, товар, спрос.
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
18.
Находчивый колобок.
Деньги,
товар.
19.
День рождения
Мухи-Цокотухи.
Цена, стоимость, сдача,
сбережения.
20.
Буратино и
карманные деньги.
Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая покупка.
21.
Кот Василий
продаёт молоко.
Реклама.
цена,
услуги,
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
22.
23.
24.
25.
26.
Лесной банк.
Банк,
финансы, 1. «Единая коллекция
банковские
услуги, цифровых образовательных
работники банка.
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Как мужик и медведь
Мошенник, сделка, доход, 1. «Единая коллекция
прибыль делили.
выручка,
прибыль, цифровых образовательных
продажа оптом.
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Как мужик
Услуга,
равноценный 1. «Единая коллекция
золото менял.
обмен, бартер.
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел
Вода, свойства воды.
1. «Единая коллекция
попить водицы.
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Пятачок, Винни-Пух и
Воздушный
шарик, 1. «Единая коллекция
воздушный шарик.
воздух.
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
27.
Про репку и другие
корнеплоды.
28.
Плывёт, плывёт
кораблик.
29.
Про Снегурочку и
превращения воды.
30.
Как делили апельсин.
31.
Крошка Енот и Тот кто
сидит в пруду.
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Корнеплоды.
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Плавучесть предметов.
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Три состояния воды.
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Апельсин,
плавучесть, 1. «Единая коллекция
эфирные
масла
из цифровых образовательных
апельсина.
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Зеркало,
отражение, 1. «Единая коллекция
калейдоскоп.
цифровых образовательных
32.
Иванова соль.
33.
Владимир Сутеев.
Яблоко.
Соль, свойства соли.
Яблоко.
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.
ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
2 класс
Модуль
« Основы
читательской
грамотности». (
9 ч)
Программное
содержание
Михаил Пришвин.
Беличья память.
И. Соколов-Микитов.
В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков.
Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий
труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Основные виды
деятельности
обучающихся
Использования
электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов, являющихся
учебно-методическими
материалами
Определение
1. «Единая коллекция
основной темы и
цифровых образовательных
главной мысли в
ресурсов» - http://schoolпроизведении.
collektion.edu/ru
Определение
2. «Федеральный центр
авторской позиции в
информационных
художественном
образовательных ресурсов»
тексте. Работа с
- http://fcior.edu.ru, http://eor.
текстом: как понимать edu.ru
информацию,
3. Федеральный портал
содержащуюся в
«Российское образование»
тексте, как
http://www.edu.ru
Позвоночные
животные.
преобразовывать
текстовую
информацию с учётом
цели дальнейшего
использования.
Наблюдения в
природе, описание
живых
объектов.Выяснять,
что такое экология.
«Основы
естественнонауч
ной
грамотности». (8
ч)
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и
овощи.
Лисьи норы.
Корень часть
растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его
запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные
животные.
«Основы
математической
грамотности». (
8 ч)
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей
Применение чисел и
действий над ними.
Счет и десятичная
система счисления.
Разбиение объекта на
части и составление
модели.Практические
упражнения
«Основы
финансовой
грамотности». (
9 ч)
Беличьи деньги.
Поврежденные и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Рассуждать, как
разумно делать
покупки. Кто такие
мошенники.
Беседа о личных
деньги. Сколько стоит
«своё дело».
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.
edu.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.
edu.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.
edu.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
3 класс
Модуль
Программное
содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Использования
электронных (цифровых)
образовательных ресурсов,
являющихся учебнометодическими
материалами
« Основы
читательской
грамотности».
( 9 ч)
«Основы
естественнонауч
ной
грамотности». (8
ч)
«Основы
математической
грамотности». ( 9
ч)
«Основы
финансовой
грамотности». ( 8
ч)
Про дождевого
червяка.
Кальций.
Сколько весит
облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Определение
основной темы в
фольклорном
произведении.
Пословицы,
поговорки как
источник
информации.
Сопоставление
содержания текстов
разговорного стиля.
Личная ситуация в
текстах. Работа с
текстом: как
выделить главную
мысль текста или его
частей?
Дождевые черви.
Изучать природу –
Полезный кальций.
значит любить и
Про облака.
охранять её. Беседа
Про хлеб и дрожжи.
«Кто и как живет
Интересное вещество рядом с
мел.
нами».Условия, в
Чем интересно мыло и которых мы живем.
как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем
семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы.
Подсчитываем
расходы.
Расходы на
обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные
деньги.
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье
берутся деньги?
Беседовать про
историю развития
математики. Из
истории чисел и
цифр. Интересные
приёмы устного
счёта. Виды цифр.
Римская нумерация.
Решать задачи с
некорректными
данными, с
избыточным
составом
условия. Задачи на
оперирование
понятиями «все»,
«некоторые»,
«отдельные».
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Беседа «Откуда в
семье деньги?».
». В ней
рассматриваются
следующие понятия:
деньги можно
получить в
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
Пенсия и социальные
пособия.
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи.
Как сэкономить
семейные деньги?
наследство,
выиграть в лотерею
или найти клад,
основным
источником дохода
современного
человека является
заработная плата,
размер заработной
платы зависит от
профессии.Дети
также знакомятся с
тем, что при
нехватке денег их
можно взять взаймы,
существуют
мошенники, которые
обманом отбирают у
людей деньги.
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
4 класс
Модуль
Программное
содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
« Основы
читательской
грамотности». (
9 ч)
Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство
и предметы обихода
русской избы.
История посуды на
Руси.
Какие деньги были
раньше в России
Составление плана
на основе исходного
текста.
Создавать
собственные тексты,
применять
информацию
из
текста при решении
учебнопрактических задач.
«Основы
естественнонау
чной
грамотности».
(8 ч)
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из
различных текстов
Использования
электронных (цифровых)
образовательных ресурсов,
являющихся учебнометодическими
материалами
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
«Основы
математическо
й грамотности».
( 9 ч)
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем
участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.
Анализировать
данные,
представленные в
таблице, и по этим
данным выполнять
необходимые
вычисления.
Пользоваться
калькулятором.
«Основы
финансовой
грамотности». (
8 ч)
Потребительская
корзина.
Прожиточный
минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность,с
трахование.
Беседа «Что такое
потребительская
корзина?»
Выдвигать свои
предположения и
уметь
аргументировать
свой ответ.
Уметь слушать и
слышать
собеседника.
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru
1. «Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
2. «Федеральный центр
информационных
образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.e
du.ru
3. Федеральный портал
«Российское образование»
http://www.edu.ru