Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа по функциональной грамотности 1 б кл

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО.
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формирование умения читать тексты с использованием трех этапов работы с
текстом;
- совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и т.д.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
Программа

состоит

из

четырех

блоков:

«Читательская

грамотность»,

«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».

Целью

изучения

блока

«Читательская

грамотность»

является

развитие

способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они

живут,

высказывать

хорошо

обоснованные

математические

суждения

и

использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью

изучения

экономического

образа

блока

«Финансовая

мышления,

грамотность»

воспитание

является

ответственности

развитие

нравственного

поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью

изучения

блока

«Естественно

-

научная

грамотность»

является

формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Место курса
На реализацию рабочей программы в 1- м классе отводится 33 часа
(1 раз в неделю).
Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов

на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество,
стоимость.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ
свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-

овладевать

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково - символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

потоке информации;
-

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные

пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные

результаты

изучения

блока

«Естественно

–

научная

грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно - научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно - научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

Тематическое планирование 1 класс (33 ч)
№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

Кол-во
Содержание
часов
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц.
1
В. Сутеев. Живые грибы.
1
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
1
М.
Пляцковский.
Урок
дружбы.
1
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1

2.

Итого
Математическая
грамотность

1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

8

Формы внеурочной деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://school- collection.edu.ru

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских https://uchebnik.mos.ru/
дискуссиях;
catalogue/materialview/
Практические упражнения
atomic_objects/651804

Русская народная сказка. Как
лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и
лисичку.
Про медведя, лису и мишкин
мед.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

http://school-collection.edu.ru
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/75768

3.

Финансовая
грамотность

1
1
1
1
1
1
1

4.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

1
8
1
1
1
1
1
1
1

Итого

1
1
9

За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные деньги.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

http://school-collection.edu.ru

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

http://school-collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/75768

Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль
делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок,
Винни-пух
и
воздушный шарик.
Про
репку
и
другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит
в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.

https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/75768

Итого 33

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема занятия
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
по плану
По факту

29.
30.
31.
32.
33.

Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко. Промежуточная аттестация

1
1
1
1
1
Итого: 33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».