Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа по ОСЖ 5 кл

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по основе социальной жизнидля детей с ОВЗ
разработана на основании федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,в соответствии с адаптированной программой МБОУ «Гайнская СОШ» для
детей с умственной отсталостью,(под редакцией В.В.Воронковой) и ориентирована на
учебник «ОСЖ» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений с
умственной отсталостью, авторы:Б.П.ПузановО.И.Бородина 2014г.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и
инструктивно-методическими документами:


Конституция РФ;



Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);



Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской
Федерации”;



Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации”;



Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в
частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”,
“Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и
укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271);



Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (2009г.);



Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации”;



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598
от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья”;



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599
от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;



Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26
“Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;



Приказ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений»;



Государственная программа Курской области «Развитие образования в
Курской области» от 15.10.2013г. № 737 – па);



Приказ комитета образования и науки Курской области № 1 – 226 от
13.03.2015г. «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения

федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);


Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 №ВК-1789/07 о внесении
изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»;



Письмо Минобрнауки от 11.03.2016 №ВК-452/07 «
Методическиерекомедации о введении ФГОС ОВЗ»



Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (с изменениями на 26.01
2016г.);



Устав ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат»;



Учебный план ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат».

Цель: развитие социальной компетентности у детей с особыми
образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи:


формирование у учащихся коррекционной школы знаний и умений,
способствующих социальной адаптации;



формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психического здоровья школьника и условие их социально-психологической
адаптации;



развитие коммуникативной функции речи как непременное условие
социальной адаптации детей



с интеллектуальной недостоточностью,



освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых
навыков;



развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;



повышение уровня познавательной активности и расширение объема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. · воспитание
позитивных качеств личности.

Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать

у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
На уроках СБО учитывается дифференциация обучающихся.
Педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой
I группа. Обучающиеся данной группы способны достаточно полно
воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях
воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены
достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных
требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы,
работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных
требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят в
основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно
использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в
простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с
трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы
недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов,
но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность
средняя.
III группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят
отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут.
Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных
представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы
контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки
выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида:
5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС», 2013 г. (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы
С.А. Казакова, В.В. Воронкова).
Общая характеристика предмета «Социально-бытовая ориентировка»
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую
подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них
знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня
общего развития обучающихся.

Программа составленас учетом возрастныхипсихофизических особенностей
развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема
сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением
интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с
предприятиями, организациями и учреждениями, вкоторыеимпридется
обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта,
медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать
усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с
людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные
задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности
человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о
необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре
питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически
чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы
творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей
и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения
домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой
предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта
практической деятельности по различным разделам программы.
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
Беседы
Практические работы · Экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных
работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного
бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО – география /знакомство с географическим расположением мест
производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных
предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие
в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового
потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за
одеждой/.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся
с интеллектуальными нарушениями.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают
формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться,
получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении
всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной
деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции
мотиваци-онного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во
многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения
школьника.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях
образования;
формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к
дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности
обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с интеллектуальными
нарушениями базовые учебные действия целесообразно рассматривать на
различных этапах обучения.
Базовые учебные действия обеспечивают, с одной стороны, успешное начало
школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют
основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом
уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для
формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний
и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия включают следующие умения:


осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;



способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;



целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;



самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;



понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;



готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:


вступать в контакт (учитель−ученик);



использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;



сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;



договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.

Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:



адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.

Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:


выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения
предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;



читать;



писать;



выполнять арифметические действия;



наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;

Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе:
Обучающиеся должны знать:


Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами,
виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и
мытья посуды.



Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета,
периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении,
просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.



Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью
из различных материалов (кожи, резины, текстиля)



Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече
и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила
поведения за столом.



Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила
организации рабочего места школьника.



Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы,
количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на
велосипеде.



Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила
поведения в магазине.
Обучающиеся должны уметь:



Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать
хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной
работы с острыми предметами



Совершать вечерний и утренний туалет в определенной
последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать
вещи индивидуального пользования, беречь зрение.



Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать
одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.



Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять
правила поведения в семье.



Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом,
пользоваться столовыми приборами,



Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо
обращаться с просьбой и вопросам к взрослым. · Писать адрес на почтовых
конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом
помещении.



Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила
дорожного движения, различать знаки дорожного движения.



Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму
и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

Тематическое планирование 5 класс (33 ч)
Тематика

Виды работ
Колво

№
п/п

часов
1

Знакомство с
предметом СБО.

1

2

Личная гигиена

3

Личная гигиена. Ее
значение для
здоровья и жизни
человека.

1

Уход за волосами.

1

Гигиена зрения.
Правила бережного
отношения к зрению
при чтении, письме.

1

Практическая Проверочные Экскурсия
работа
работы

3

4

Одежда и обувь

5

Значение одежды,
головных уборов и
обуви для сохранения
здоровья человека.

1

Виды одежды и
головных уборов.

1

Правила и приемы
повседневного ухода
за одеждой.

1

Виды обуви. Ее
назначение.

1

Правила и приемы
повседневного ухода
за обувью.

1

Питание

10

Значение питания в
жизни человека.

1

Разнообразие
продуктов,
составляющих рацион
питания.

1

Кухонная посуда,
приборы и
приспособления. Их
назначение.

1

Столовая посуда,
приборы. Их
назначение.

1

Правила мытья и
чистки посуды.

1

1

Чайная посуда.
Правила заваривания
чая.

1

1

Приготовление
бутербродов.

1

1

Приготовление
винегрета.

1

1

Блюда из яиц.

1

1

Сервировка стола к
завтраку.

1

1

1

5

6

7

8

Культура поведения

4

Значение осанки при
ходьбе, в положении
сидя и стоя.

1

Формы обращения к
старшим и
сверстникам при
встрече и
расставании.

1

Приемы обращения с
просьбой, вопросом.

1

Правила поведения за
столом.

1

Жилище

3

Виды жилых
помещений в городе и
селе.

1

Варианты квартир.
Виды отопления.

1

Почтовый адрес дома,
школы-интерната.

1

Транспорт.

4

Виды городского
транспорта.

1

Проезд в школуинтернат.

1

Правила поведения в
транспорте и на
улице.

1

Правила дорожного
движения. Дорожные
знаки.

1

Торговля

3

Виды торговых
предприятий.

1

Продуктовые
магазины.

1

Порядок приобретения
товара.

1

1

Календарно – тематическое планирование уроков СБО в 5 классе
Дата №

Тема урока

Цели урока

урока
1

Беседа о значении
предмета СБО. Знакомство
с кабинетом.

Дать представление о предмете СБО, о назначении
кабинета и о правилах поведения в нем.
Личная гигиена (3 ч)

Личная гигиена. Ее
значение для здоровья и
жизни человека.

Расширить представления о необходимости

3

Уход за волосами (мытье,
прическа).

Учить пользоваться правилами и приемами ухода за
волосами.

4

Гигиена зрения.

Систематизировать правила охраны зрения при чтении

Правила бережного
отношения к зрению при
чтении и письме,
просмотре телепередач.

и

Значение одежды,
головных уборов и обуви
для сохранения здоровья
человека.

Формировать представление о значении одежды и

Виды одежды и головных
уборов.

Учить различать виды одежды и головных уборов.

2

соблюдения правил личной гигиены

просмотре телепередач

Одежда (5 ч)
5

6

обуви для
человека.
Различать
одежду в зависимости от назначения.

7

Правила и приемы
повседневного ухода за
одеждой.

Учить пользоваться правилами и приемами
повседневного ухода
за одеждой.

8

9

Виды обуви. Ее
назначение.

Систематизировать знания о видах обуви. Учить

Правила и приемы
повседневного ухода за
обувью.

Познакомить с правилами и приемами ухода за обувью

различать обувь в зависимости от назначения

Питание (10 ч)
Значение питания в жизни
человека.

Формировать представление о значении продуктов

11

Разнообразие продуктов,
составляющих рацион
питания.

Дать представление о рационе питания.

12

Кухонная посуда, приборы
и приспособления. Их
назначение.

Познакомить с оборудованием кухни и с названиями
предметов

13

Столовая посуда, приборы.
Их назначение.

Познакомить с посудой и ее назначением.

14

Правила мытья и чистки
посуды.

Формировать представления по уходу за посудой и

15

Чайная посуда. Правила
заваривания чая.

Познакомить с посудой и ее назначением.

16

Приготовление
бутербродов.

Дать представление о бутербродах.

17

Приготовление винегрета.

Учить пользоваться ножом. Учить готовить бутерброды.

10

питания для здоровья человека.

кухни.

кухней.

Закрепить правила пользования ножом. Учить нарезать
вареные овощи кубиками и соломкой.
18

Блюда из яиц.

Учить правилам приготовления яиц.

19

Сервировка стола к
завтраку.

Формировать навыки сервировки стола.

Культура поведения (4 ч)
20

21

Значение осанки при
ходьбе, в положении сидя и
стоя.

Познакомить с требованиями к осанке при ходьбе, в
положении

Формы обращения к
старшим и сверстникам при
встрече и расставании.

Расширить знания детей о правилах поведения при

сидя и стоя. Учить следить за своей осанкой.
встрече и расставании. Формирование умений
правильно вести себя при
встрече и расставании со сверстниками (мальчики и
девочки), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в
различных ситуациях.

22

Приемы обращения с

Научить практически тактично и вежливо себя вести во

23

просьбой, вопросом.

время разговора со старшими и сверстниками.

Правила поведения за
столом.

Сформировать знания о правилах поведения за столом.
Учить правильно вести себя за столом во время приема
пищи
(пользоваться приборами, салфетками, аккуратно
принимать
пищу).

Жилище (3 ч)
Виды жилых помещений в
городе и селе.

Формировать представления о видах жилых помещений в

25

Варианты квартир. Виды
отопления.

Учить различать жильё по конструкции и по назначению.
Виды отопления.

26

Почтовый адрес дома,
школы-интерната.

Расширить знания детей о почтовом адресе своего

24

городе и селе и их различие.

дома и
школы-интерната. Учить писать адрес на почтовых
открытках, на конвертах.

Транспорт (4 ч )
27

28

Виды городского
транспорта.

Формировать знания об основных транспортных

Проезд в школу-интернат.

Знать наиболее рациональный маршрут проезда до

средствах, имеющихся в городе, селе.

школыинтерната. Варианты проезда.
29

Правила поведения в
транспорте и на улице.

Учить соблюдать правила поведения в транспорте и на
улице.

30

Правила дорожного
движения. Дорожные знаки.

Учить соблюдать правила дорожного движения.
Формировать
знания о правилах передвижения на велосипеде.
Расширить
знания о дорожных знаках.

Торговля ( 3 ч)
31

Виды торговых
предприятий.

Формировать представление о видах магазинов и их
значении.

32

Продуктовые магазины.

Познакомить с назначением продуктовых магазинов, их
отделов
и содержанием продукции.

33

Порядок приобретения
товара.

Учить порядку приобретения товаров.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».