Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа по ИЗО 5 кл

Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
(АООП) обучающихся с умственной отсталостью разработана на основе:
 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014г. №1599;
 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса
с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и
психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью в процессе приобщения его
к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы,
величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:

Воспитание интереса к изобразительному искусству;

Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;

Формирование элементарных знаний о видах и жанрах
изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора;

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

Формирование знаний элементарных основ реалистического
рисунка.

Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

Обучение
разным
видам
изобразительной
деятельности
(рисованию, аппликации, лепке).

Обучение правилам и законам композиции, цветоведения,
построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной
деятельности.

Формирование умения создавать простейшие художественные
образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Развитие умения выполнять тематические и декоративные
композиции.

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»,
«коллективная аппликация»).
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с
умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции
познавательной
деятельности
учащихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование
умения
ориентироваться
в
задании,
планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования,
лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного,
деятельного,
дифференцированного,
компетентного
и
культурноориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен
на формирование функционально грамотной личности на основе полной
реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного
потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и
умений, позволяющих применять эти знания для решения практических
жизненных задач.
Обучение
изобразительному
искусству
носит
практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,


является одним из средств социальной адаптации в условиях современного
общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный
тематический принцип группировки материала.
.
Данную рабочую программу обеспечивает УМК:
М.Ю. Рау, М.А Зыкова. Изобразительное искусство. 5 класс. - Москва
Просвещение, 2020 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Метапредметные результаты.
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать и
выражать свои мысли вслух;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель−класс);
–использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать
с людьми;

– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения. Предметные результаты
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Изобразительное искусство
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный
период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие
умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
 рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему; декоративное рисование.
 лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции;

выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина
и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
 проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного искусства.
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты
изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей),
сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между
собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в
рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании
предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии;
передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление
интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в
полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения
соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение
гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми
красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура
изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке,
передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно
располагая их относительно друг друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке
зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; Выбирать в
прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке,
работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия
произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о
художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей
высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного
искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние
изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие
декоративно-прикладного искусства.
Календарно – тематическое планирование
5 класс – 36 часов (1 час в неделю).
Дата


Разделы

Кол-

Темы

Краткое содержание раздела

во
час
Рисование с
натуры.

4






Декоративно 2
е рисование.




Рисование
на темы.

1



Беседы об
изобразител
ьном
искусстве.

1



Рисование с
натуры.

2




Декоративно 2
е рисование.




Рисование
на темы.

3





Беседы об
изобразител

1



I четверть (8 ч)
Рисование
с
натуры Анализ объектов изображения (определение формы,
предметов цилиндрической цвета и величины составных частей). Изображение
предметов
прямоугольной,
фор мы, расположенных объемных
ниже
уровня
зрения цилиндрической и конической формы в несложном
пространственном
положении.
Определение
(кружка).
величины
рисунка
по
отношению
к
листу
бумаги.
Рисование
с
натуры
овощей и фруктов в виде Передача в рисунке строения предмета, формы,
пропорции и свет его частей. Использование осевых
набросков.
при
построении
рисунка.
Подбор
Рисование с натуры листа линий
соответствующих
цветов
для
изображения
дерева
Рисование с натуры ветки предметов, передавая их объемную форму
элементарной светотенью.
рябины.
Построение орнаментов в
квадрате, используя
Рисование
осевые линии. Расположение узора симметрично,
геометрического
орнамента (крышка для заполняя середину, углы, края. Использование
акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с
стола квадратной формы).
Составление
узора
в соблюдением контуров отдельных элементов
сочетания
квадрате из растительных орнамента. Подбор гармонического
цветов.
форм.
Передача в рисунке своих впечатлений от ранее
Рисование
на
тему
«Сказочная
избушка» увиденного. Расположение изображений на листе
(украшение
узором бумаги, объединяя их общим замыслом.
наличников и ставен).
Рассматривание репродукций художественных
Беседа по картинам на
не
более
3-4
тему «Мы растем на смену произведений. Демонстрация
произведений
живописи,
скульптуры,
графики,
старшим»
(А. Пахомов
«Василий
Васильевич», подобранных на одну тему.
Л. Кербель.
«Трудовые Узнавание и правильное название изображенных
предметов.
резервы»).
II четверть (8ч)
Рисование
с
натуры Анализ объектов изображения (определение формы,
цвета и величины составных частей). Изображение
игрушки – автобуса.
предметов
прямоугольной,
Рисование
с
натуры объемных
игрушки
–
грузовика цилиндрической форм. Определение величины
рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в
(фургона).
рисунке строения предмета, формы, пропорции и
свет его частей. Использование осевых линий при
построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для
изображения предметов, передавая их объемную
форму элементарной светотенью.
квадрате, используя
Рисование
с
образца Построение орнаментов в
осевые линии. Расположение узора симметрично,
геометрического
заполняя середину, углы, края. Размещение
орнамента в квадрате.
Декоративное рисование декоративных элементов в круге на осевых линиях
расписной
тарелки (диаметрах) в центре и по краям. Использование
акварельных
и
гуашевых
красок.
Подбор
(новогодняя тематика)
гармонического сочетания цветов.
Передача в рисунке своих впечатлений от ранее
Рисование на тему «Моя
увиденного. Расположение изображений на листе
любимая игрушка».
Рисование
на
тему бумаги, объединяя их общим замыслом.
«Городской транспорт».
Рисование
на
тему
«Зимние забавы детей»
Рассматривание
изделий
народных
Беседа на тему «Золотая
мастеров.
Демонстрация
5—6
предметов
хохлома». Демонстрация

ьном
искусстве.
Рисование с
натуры.

изделий народ. промысла.

5







Декоративно 2
е рисование.




Рисование
на темы.

2

декоративно-прикладного искусства.
Узнавание
и правильное название изображенных предметов.
III четверть (10ч)
Рисование с натуры доми Анализ объектов изображения (определение формы,
ков для птиц (скворечник). цвета и величины составных частей). Изображение
предметов
прямоугольной,
Рисование
с
натуры объемных
игрушки
сложной цилиндрической и конической формы в несложном
положении.
Определение
конструкции (подъемный пространственном
величины
рисунка
по
отношению
к
листу
бумаги.
кран).
Рисование
с
натуры Передача в рисунке строения предмета, формы,
предметов симметричной пропорции и свет его частей. Использование осевых
линий
при
построении
рисунка.
Подбор
формы (ваза для цветов)
соответствующих
цветов
для
изображения
Рисование
с
натуры
предметов, передавая их объемную форму
раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумаж элементарной светотенью.
ного стаканчика .
Декоративное рисование Построение орнаментов в прямоугольнике и
квадрате, используя осевые линии. Расположение
панно «Снежинки»
Декоративное рисование узора симметрично, заполняя середину, углы, края.
Размещение декоративных элементов в круге на
открытки к 8 Марта.
осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.
Использование акварельных и гуашевых красок.
Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных
элементов орнамента. Подбор гармонического
сочетания цветов.

 Рисование

«День
Отечества».

Беседы об
изобразите
льном
искусстве.

1

Рисование
с натуры.

4

на
тему: Передача в рисунке своих впечатлений от ранее
защитника увиденного. Расположение изображений на
листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
на
тему Рассматривание репродукций художественных
весна». произведений.

 Рисование
«Пришла
Рассматривание
иллюстраций
картин
(И. Левитан.
«Март»,
«Первая
зелень»,
К. Юон.
«Мартовское
солнце»)
 Беседа по картинам на Рассматривание репродукций художественных
тему «Кончил дело – произведений. Демонстрация не более 3-4
произведений живописи, скульптуры, графики,
гуляй смело».
(В. Сигорский
«Первый подобранных на одну тему.
и
правильное
название
снег», Н. Жуков «Дай Узнавание
изображенных
предметов.
дорогу!»,
С. Григорьев
«Вратарь»).
IV четверть (9ч)
 Рисование
с натуры Анализ объектов изображения (определение
предметов
формы, цвета и величины составных частей).
симметричной
формы Изображение
объемных
предметов
(настольная лампа, зонт) прямоугольной, цилиндрической и конической
 Рисование
с натуры формы
в
несложном
пространственном
постройки из элементов положении. Определение величины рисунка по
строительного
отношению к листу бумаги. Передача в рисунке
материала.
строения предмета, формы, пропорции и свет
 Рисование с натуры в его частей. Использование осевых линий при
виде
набросков(3-4 построении рисунка. Подбор соответствующих
предмета
на
одном цветов для изображения предметов, передавая

Декоративн 2
ое
рисование.

Рисование
на темы.

2

Беседы об
изобразите
льном
искусстве.

1

листе) столярных или
слесарных инструментов
(молоток,
рубанок,
гаечный ключ).
 Рисование
с натуры
предметов
конструктивной формы
(часы
настольные,
напольные, настенные)
 Декоративное рисование
расписного блюда (узор
из ягод и листьев).
 Рисование в квадрате
узора из цветов и
бабочек.

их объемную форму элементарной светотенью.

Построение орнаментов в и квадрате, используя
осевые
линии.
Расположение
узора
симметрично, заполняя середину, углы, края.
Размещение декоративных элементов в круге на
осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.
Использование акварельных и гуашевых красок.
Ровная заливка с соблюдением контуров
отдельных элементов орнамента. Подбор
гармонического сочетания цветов.
 Рисование
на
тему Передача в рисунке своих впечатлений от ранее
«Космические корабли в увиденного. Расположение изображений на
полете»
листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
 Рисование
на
тему
«Здравствуй, лето!»
изделий
народных
 Беседа
на
тему Рассматривание
мастеров. Демонстрация
5—6 предметов
«Декоративноискусства.
прикладное искусство» декоративно-прикладного
Узнавание
и
правильное
название
(вышивка,
кружево,
изображенных предметов.
керамика).

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство,
5класс
№ Изучаемый раздел, тема учебного материала
п/п

Кол-во час

1

2

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе
бумаги).
Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

3

Рисование с натуры ветки рябины.

1

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов
Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1

6

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной
формы).

1

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных
ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1

1

1

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и
ставен).

1

9

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного
промысла (посуда).

1

10

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

11

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

12
13
14

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1
1
1

15
16
17

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Рисование на тему «Зимние забавы детей»
Декоративное рисование панно «Снежинки».

1
1
1

18

1

19

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский
«Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный
материал).
Рисование на тему: «День защитника Отечества».
Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или
экскаватор).

1

24
25

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки,
синичники).

1
1

26

Рисование на тему «Пришла весна».
Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая
зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

22
23

1

1
1

28

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

1

29

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные,
напольные, настенные).

1

30

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе)
столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный
ключ).
Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа,
зонт)
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево,
керамика).
Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

1

31
32
33
34
35

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».