Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа по литературе 6кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по чтению и развитию речи для детей с ОВЗ
разработана на основании федерального закона №237-ФЗ»Об образовании в Российской
Федерации»,.в соответствии с учебным планом МБОУ»Гайнская СОШ» для детей с
умственной отсталостью на основе программы для 5-9 классов специальных (
коррекционных)учреждений с умственной отсталостью (под редакцией И.М.
Бгажноковой) и ориентирована на учебник « Чтение» для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений с умственной отсталостью, И.М. Бгажникова,
Е.С.Погостина, 2014г.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и
понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание
развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные
вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных
и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению
проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах
осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и
понятийном материале.






Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их
пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных
классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них
знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:










Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из
художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о
событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о
знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт
характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов;
подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью
учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих
поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в
некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному
чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о
книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных
действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Литература для внеклассного чтения
Сказки народов мира.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под
снегом».
К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
В.В Бианки «Голубые лягушки».
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
Произведения писателей севера.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные
высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной
мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по
каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем
которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль
произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на
части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2)
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4)
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с
помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает
наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова –
по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении
синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль
произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и
озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих
лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7)
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В
2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение,
2010. – 230 с.: ил.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание
центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с.
(коррекционная педагогика).

Календарно – тематическое планирование уроков чтения и развития речи
Количество часов на год – 136 часов
В неделю – 4 часа
Сочинение – 1
Содержание
курса

Часть 1

№
п/
п

1

Тема урока
чтения и развития
речи
Вводный урок.

Коли
ч.
часов

1

Дата

Характеристика
деятельности
учащихся
Воспринимать на слух тексты в

Учитесь видеть
красоту

исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности
прослушанного художественного
произведения (определять жанр рассказ, стихотворение).
Передавать последовательность
сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное
задание,выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Читать про
себя, осознавать текст,отвечать на
вопросы.
Характеризовать
текст,определять тему; выбирать
наиболее точную формулировку
главной мысли из ряда
данных; находить в тексте
доказательство мыслей и чувств
автора.Характеризовать героев.
Объяснять выбор автором заглавия
произведения; выбирать наиболее
подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план для пересказа.
Пересказывать текст подробно и
выборочно.
Участвовать в диалоге в соответствии
с правилами речевого общения.
Сравнивать описание осеннего дня.
Составлять устно текст по опорным
словам, план написания
сочинения,писать сочинение.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Выделять главную мысль
произведения.
Составлять план для пересказа.
Пересказывать текст подробно и
выборочно.
Читать по
ролям.Характеризовать героев.

2

Отечество По В.
Пескову

1

3

Россия М. Ножкин

1

4

Моя родина (Из
воспоминаний
детства) М.
Пришвин

1

5

Сентябрь В. Бианки

1

6

Вн. чт. В. Бианки
Птичья песенка

1

«Лес, точно терем
расписной…»
И. Бунин

1

8

Грабитель Ю. Качаев

1

9

Белый домик Б.
Житков (чтение 1
части)

1

10

Белый домик Б.
Житков (чтение 2
части)

1

10

Пересказ рассказа
«Белый домик» Б.
Житкова

1

11

Звонкие ключи А.
Белорусец (чтение 1
части)

1

12

Звонкие ключи А.
Белорусец (чтение 2
части)

1

13

Звонкие ключи А.
Белорусец (чтение 3
части)

1

13

Пересказ рассказа
«Звонкие ключи» А.
Белорусец

1

14

Характеристика
героев из рассказов
Б. Житкова «Белый
домик» и «Звонкие

1

7

ключи» А. Белорусец
15

Заячьи лапы К.
Паустовский (чтение
1 части)

1

16

Заячьи лапы К.
Паустовский (чтение
2 части)

1

17

Заячьи лапы К.
Паустовский (чтение
3 части)
Проверка техники
чтения

1

18

Составление плана
для пересказа
рассказа «Заячьи
лапы» К.
Паустовского

1

19

Осенний день в
березовой роще
(Отрывок из рассказа
«Свидание»)
И. Тургенев

1

20

Хитрюга Е. Носов
(чтение 1 части)

1

20

Сравнение описания
осеннего дня у И.
Тургенева и Е.
Носова

21

Хитрюга Е. Носов
(чтение 2 части)

1

21

Пересказ рассказа
«Хитрюга» Е.
Носова

1

22

Октябрь В. Бианки

1

23

Подготовка к
сочинению

1

Сочинение на тему
«Осень в родном
краю»
24

Будь человеком С.
Михалков

1

25

Петя мечтает Б.
Заходер

1

26

Слон и муравей
(Сказка)
По Д. Биссету

1

27

Кузнечик Денди
(Сказка)
По Д. Биссету

1

28

Как один мальчик с
палкой играл Дж.
Родари

1

29

Составление плана
пересказа

1

Пересказ рассказа
«Как один мальчик с
палкой играл» Дж.
Родари

Часть 2
В несметном
нашем
богатстве слова
драгоценные
есть: Отечество,
Верность,
Братство. А
есть еще
Совесть,
Честь…
А. Яшин

30

Пуговкин домик Дж.
Родари (чтение 1
части)

1

31

Пуговкин домик Дж.
Родари (чтение 2
части)

1

32

Чтение сказки
«Пуговкин домик»
по ролям

1

33

Итоговый урок по
теме
«Учитесь видеть
красоту »

1

34

Илья Муромец и
Соловей –разбойник
(Отрывок из
былины)

1

Воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности
прослушанного художественного
произведения (определять жанр рассказ, стихотворение).
Определять основные черты характера
действующих лиц.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.

Передавать последовательность
сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное
задание,выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Характеризовать
текст,определять тему; выбирать
наиболее точную формулировку
главной мысли из ряда
данных; находить в тексте
доказательство мыслей и чувств автора.
Декламировать стихотворения.
35

Москва (В
сокращении) Ф.
Глинка

1

36

Ноябрь В. Бианки

1

37

Без Нарвы не видать
моря
По С. Алексееву

1

38- На берегу Невы По
39 С. Алексееву

2

40

Рассказы о русском
подвиге по С.
Алексееву
«Медаль»

1

41

Рассказы о русском
подвиге по С.
Алексееву
«Гришенька»

1

42

Сравнение действий
Суворова и Кутузова
в рассказах о
русском подвиге

1

43

Вн. чт. Гайдар А.П.
Тимур и его команда

1

44

Великодушный
русский воин по Е.
Холмогоровой
«Серебряный

1

лебедь»
45

Великодушный
русский воин по Е.
Холмогоровой
«Боевое крещение»

1

46

Великодушный
русский воин по Е.
Холмогоровой «День
рождения
наполеона»

1

47

Великодушный
русский воин по Е.
Холмогоровой «В
дни спокойные»

1

48

Тайна цены (Сказка)
Е. Пермяк

1

49

Здравствуйте (В
сокращении)
Перевод с польского
Д. Гальпериной

1

50

Декабрь В. Бианки

1

51

Новогодние загадки
Е. Благинина

1

Встреча зимы (В
сокращении)
А. Никитин
52

Теплый снег А.
Дорохов

1

53

«Вот север тучи
нагоняя...»
А. Пушкин

1

54

Пушкин Д. Хармс

1

55- Как Незнайка
56 сочинял стихи
По Н. Носову

Часть 3
Родная природа

2

57

Вн. чт. Носов Н.Н.
Незнайка в
солнечном городе

1

58

Январь В. Бианки
Проверка техники

1

Воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся.

чтения

59

Народные приметы

Характеризовать особенности
прослушанного художественного
произведения (определять жанр рассказ, стихотворение).
Составлять план: делить текст на
части, озаглавливать части.
Составлять рассказ о герое
прочитанного произведения по плану.
Декламировать стихотворения.
Передавать последовательность
сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное
задание,выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Читать про
себя, осознавать текст,отвечать на
вопросы.
Читать по
ролям. Пересказывать сказку.
Характеризовать
текст,определять тему; выбирать
наиболее точную формулировку
главной мысли из ряда
данных; находить в тексте
доказательство мыслей и чувств автора.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Определять основные черты характера
действующих лиц.
Воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся.
1

Пересказ рассказа
«Январь» В. Бианки
60

Ель (сказка) Х.-К.
Андерсен (чтение 1
части)

1

61

Ель (сказка) Х.-К.
Андерсен (чтение 2
части)

1

62

Озаглавливание
частей сказки

1

Пересказ сказки
63- Ванька А. Чехов
64
65

«Весело сияет месяц
над селом…»
И. Никитин

2
1

«Белый снег
пушистый…»
И. Суриков
66- Леля и Минька М.
67 Зощенко
68

Пурга Ю. Рытхэу

69- Таинственный
70 ночной гость
Ю. Дмитриев

2
1
2

71

Февраль В. Бианки

1

72

Вн. чт. Пришвин
М.М. Птицы под
снегом

1

73- Двенадцать месяцев
74 (Отрывки) С.
Маршак

2

75

Чтение по ролям

1

76

Пересказ сказки
«Двенадцать
месяцев» С.
Маршака

1

77

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 1
части)

1

78

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 2
части)

1

79

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.

1

Андерсену (чтение 3
части)
80

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 4
части)

1

81

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 5
части)

1

82

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 6
части)

1

83

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 7
части)

1

84

Снежная королева
(Сказка) по Х.-К.
Андерсену (чтение 8
части)

1

85

Сравнение сказок
«Двенадцать
месяцев» и
«Снежная королева»

1

Пересказ сказки
«Снежная королева»

Часть 4
Самая большая
радость в мире
– это делать
счастье для
других
М. Дудин

86

Первые приметы С.
Смирнов

1

87

Март В. Бианки

1

88

Весна идет По В.
Пескову

1

89

Вн. чт. Бианки В.В.
Голубые лягушки

1

90

Жаркий час

1

Читать про себя, осознавать
текст,отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать
содержание по заглавию,
иллюстрации, группе ключевых слов,
определять тему.
Читать по ролям.

Выбирать наиболее точную
формулировку главной мысли из ряда
данных; находить в тексте
доказательство мыслей и чувств автора.
Передавать последовательность
сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное
задание,выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать героев.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Определять основные черты характера
действующих лиц.
Декламировать стихотворения.
Составлять план: делить текст на
части, озаглавливать части.
Составлять рассказ о герое
прочитанного произведения по плану.
Воспринимать на слух тексты в
исполнении учителя, учащихся.
Читать вслух целыми словами
осознанно, правильно, выразительно,
используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Чтение по ролям.
Воспринимать учебное
задание,выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения.
91

Весенняя песня
(Сказка) Г.
Скребицкий (чтение
1 части)

1

92

Весенняя песня
(Сказка) Г.
Скребицкий (чтение
2 части)

1

93

Чтение сказки по
ролям

1

94

Жаворонок В.
Жуковский

1

95

Детство Никиты
(Отрывок)
А. Толстой

1

96

«Как после
мартовских
метелей…»
А. Твардовский

1

97

«И вот шатер свой
голубой…»
А. Плещеев

1

98

Апрель В. Бианки

1

99

Стальное колечко
(Сказка) К.
Паустовский (чтение
1 части)

1

100 Стальное колечко
(Сказка) К.
Паустовский (чтение
2 части)

1

101 Стальное колечко
(Сказка) К.
Паустовский (чтение
3части)
Проверка техники
чтения

1

102 Составление
рассказа о том, как
приходит весна в
наш край

1

103 Вн. чт. Паустовский
К.Г. Золотой ясень

1

104 Злодейка По В.
- Астафьеву
105

2

106 Рассказы про зверей
- По Е. Барониной
107

2

108 Кот в сапогах В.
- Драгунский
109

2

110 Заяц и еж Д. Хармс

2

111 Зеркало и обезьяна
(Басня)
И. Крылов

1

112 Вн.чт. Крылов И.А.
Свинья под дубом

1

113 Рикки – Тики – Тави
по Р. Киплингу
(чтение 1 части)

1

114 Рикки – Тики – Тави
по Р. Киплингу
(чтение 2 части)

1

115 Рикки – Тики – Тави
по Р. Киплингу
(чтение 3 части)

1

116 Рикки – Тики – Тави
по Р. Киплингу
(чтение 4 части)

1

117 Рикки – Тики – Тави
по Р. Киплингу
(чтение 5 части)

1

118 Рикки – Тики – Тави
по Р. Киплингу
(чтение 6 части)

1

119 Описание характера
Рикки-Тикки-Тави

1

120 Пересказ по плану

1

121

«Дождь пролетел и
сгорел на лету…» В.
Набоков

1

122 Май В. Бианки

1

123 «Наши песни спеты
на войне (В
сокращении) В.
Дудин

1

124 Звездолет «Брунька»

1

(Сказка) В. Медведев
125 Деление сказки на
части

1

126 Пересказ сказки по
частям

1

127 Чтение сказки по
ролям

1

128 Корзина с еловыми
шишками по К.
Паустовскому
(чтение 1 части)

1

129 Корзина с еловыми
шишками по К.
Паустовскому
(чтение 2 части)

1

130 Корзина с еловыми
шишками по К.
Паустовскому
(чтение 3 части)

1

131 Корзина с еловыми
шишками по К.
Паустовскому
(чтение 4 части)

1

Краткий пересказ
132 Маленький принц по
А. де Сент-Экзюпери
(чтение 1 части)

1

133 Маленький принц по
А. де Сент-Экзюпери
(чтение 2 части)
Проверка техники
чтения

1

134 Чтение по ролям

1

Беседа по сказки
«Маленький принц»
Пересказ сказки
135 Зорькина песня
(Глава из повести
«Последний
поклон») В.

1

Астафьев
136 Выразительное
чтение рассказа

1

24.05

Используемые учебно-методические материалы и оснащение учебного процесса:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 6
класс
Авторы – составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, 9-е изд. - Москва
«Просвещение», 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».