Пояснительная записка.
Адаптированная программа по биологии для детей с ОВЗ разработана на основании
федерального закона №237-ФЗ»Об образовании в Российской
Федерации»,.в соответствии с учебным планом МБОУ»Гайнская СОШ» для детей с
умственной отсталостью на основе программы для 5-9 классов специальных (
коррекционных)учреждений с умственной отсталостью (под редакцией В.В. Воронковой)
и ориентирована на учебник « Биология» для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений с умственной отсталостью, А. И. Никишов, 2014г.
Рабочая программа состоит из разделов:
Общее знакомство с природой
Вода.
Воздух.
Полезные ископаемые.
Почва.
Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной
деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению
учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной
или групповой коррекции.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на
основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета
единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства
содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи
преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования;
соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям
развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного
характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные
знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся
с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о неживой природе, так и об
окружающем мире в целом.
В 6 классе вкоррекционной школы 8 вида изучается раздел «Неживая природа». При
изучении этого раздела учащиеся получают элементарные сведения об основных
компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве).
Цель обучения предмету: Формирование представлений обучающихся о воде,
воздухе, полезных ископаемых и почве о их значимости и охране.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Сообщение учащимся знаний об элементах неживой природы;
– Формирование правильного понимания роли воды, воздуха, полезных ископаемых и
почвы
- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами
предмета «Биология»;
- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения об особенностях воды, воздуха,
полезных ископаемых, почв. Проживая на территории Республике Хакасия при
составлении данной программы особое место отведено этно–культурной составляющей и
особое внимание уделено разнообразию водных ресурсов, почв и полезных ископаемых
нашей республики.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной
программой.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха,
металлов;
расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6 класса
предусматривает обучение биологии в объёме 2часа в неделю, что составляет 68часов в
год.
1 четверть – 16ч.,
2 четверть - 16ч.,
3 четверть - 20 ч.,
4 четверть - 16ч.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи (обучающие, коррекционно развивающие, воспитательные) изучение биологии на ступени основного общего
образования. В ней также заложены возможности развития у обучающихся общеучебных
умений и навыков.
В рамках данной программы выделяются межпредметные связи:
Русский язык и развитие речи– словарная работа, правильное произношение и запись
слов, работа со словарем.
География – местонахождение растений на континентах и в странах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. М.: Просвещение, 2011 г.
Литература для учителя:
И.Ф.Шишкин «Биология» 2002г., методическое пособие для учителя.
Активные формы и методы обучения биологии: опорные конспекты по биологии: Книга
для учителя/ составитель. Л.В.Реброва,
Е.В.Прохорова. –М: «Просвещение, 1997. -159с: иллюстрации.
Календарно – тематическое планирование уроков биологии
Количество часов на год – 67 часов
В неделю – 2 часа
Содержание
курса
Часть 1
Природа
№
п/п
Тема
урока биологии
1
Неживая и живая
природа
Кол–
Характеристика деятельности
во
Дата учащихся
часов
1
Различать объекты живой и неживой
природы.
Часть 2
Вода
2
Твердые тела,
жидкости и газы
1
3
Для чего изучают
природу
1
4
Вода в природе
1
5
Вода - жидкость
1
6
Температура воды и
ее измерение
1
7
Изменение уровня
воды при нагревании
и охлаждении
1
8
Изменение
состояния воды при
замерзании
1
9
Лед – твердое тело
1
10 Превращение воды в
пар
1
11 Кипение воды
1
12 Три состояния воды
в природе
1
13 Вода - растворитель
1
14 Водные растворы и
их использование
1
15 Нерастворимые в
воде вещества
1
16 Чистая и мутная
вода
1
17 Питьевая вода
1
18 Использование воды
человеком
1
Знать:
- основные свойства воды;
- правила поведения в природе и принимать
активное участие в ее охране.
Определять состояние воды.
Определять температуру питьевой холодной
воды, горячей и теплой воды.
Определять текучесть воды.
Дем. опыт:
- растворение соли, сахара;
Часть 3
Воздух
19 Повторение по теме
«Вода»
1
20 Воздух в природе
1
21 Воздух занимает
место
1
22 Воздух сжимаем и
упруг
1
23 Воздух – плохой
проводник тепла
1
24 Расширение воздуха
при нагревании и
сжатие при
охлаждении
1
25 Теплый воздух легче
холодного
1
26 Движение воздуха в
природе
1
27 Состав воздуха
1
28 Кислород и его
значение в жизни
растений, животных
и человека
1
29 Углекислый газ
1
30 Применение
углекислого газа
1
31 Значение воздуха
1
32 Чистый и
загрязненный воздух
1
33 Охрана воздуха
1
34 Повторение по теме
Знать:
- основные свойства воздуха;
- правила поведения в природе и принимать
активное участие в ее охране.
Определять температуру воздуха;
Дем. опыт:
- обнаружение воздуха в пористых телах
(сахар, уголь, почва);
- упругость воздуха;
- воздух – плохой проводник тепла
«Воздух»
Часть 4
Полезные
ископаемые
35 Что такое полезные
ископаемые
1
36 Полезные
ископаемые,
используемые в
строительстве
1
37 Гранит
1
38 Известняки
1
39 Песок и глина
1
40 Горючие полезные
ископаемые
1
41 Торф
1
42 Каменный уголь
1
43 Нефть
1
44 Природный газ
1
45 Полезные
ископаемые, из
которых получают
минеральные
удобрения
1
46 Калийная соль
1
47 Фосфориты и
получаемые из них
фосфорные
удобрения
1
48 Полезные
ископаемые,
применяемые для
получения металлов
1
49 Железные руды
1
Знать:
- правила поведения в природе и принимать
активное участие в ее охране.
Распознавать черные и цветные металлы по
образцам и различным изделиям из этих
металлов.
Дем. опыт:
- определение некоторых свойств черных и
цветных металлов (упругость, хрупкость,
пластичность)
Часть 5
Почва
50 Черные металлы.
Чугун
1
51 Сталь
1
52 Медная и
алюминиевая руды
1
53 Алюминий
1
54 Медь
1
55 Олово
1
56 Повторение по теме
«Полезные
ископаемые»
1
57 Что называют
почвой
1
58 Состав почвы
1
59 Перегной –
органическая часть
почвы
1
60 Песок и глина –
минеральная часть
почвы
1
61 Минеральные соли в
почве
1
62 Различие почв по их
составу
1
63 Как проходит вода в
различные почвы
1
64 Испарение воды из
почвы
1
65 Весенняя и осенняя
обработка почвы
Охрана почв
1
67 Повторение по теме
1
66
Знать:
- правила поведения в природе и принимать
активное участие в ее охране.
Различать виды почвы.
Дем. опыт:
- определение способности песчаных и
глинистых почв впитывать воду и пропускать
ее
«Почва»
Используемые учебно-методические материалы и оснащение учебного процесса:
Учебник Биология. . 6 класс учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /
И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: Дрофа, 2011