Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ разработана на основании федерального закона № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с учебным планом МБОУ «Гайнская СОШ» для детей с умственной
отсталостью, на основе программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений с умственной отсталостью
(под редакцией И.М. Бгажноковой) и ориентирована на учебник «Русский язык» для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений с умственной отсталостью, авторы: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, Москва «Просвещение», 2014 г.
Программа рассчитана на 102часа,3 часа в неделю, в т.ч. на проведение практических и контрольных работ.
Основной целью курса является формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого
общения.
Задачи:
- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
- заложить основы для овладения устной и письменной речью;
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать познавательную деятельность воспитанника, способствовать коррекции мышления, его умственному и речевому развитию;
- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическому отношению к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Москва. «Просвещение», 2013г.
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Количество
часов
1
Повторение.
4
2
Звуки и буквы.
7
3
Слово.
7
4
Части речи. Имя существительное.
8
5
Имя прилагательное.
6
6
Личные местоимения.
5
7
Глагол.
8
8
Имя числительное.
7
9
Наречие.
3
10
Предложение.
8
11
Повторение за год.
5
102
Содержание программы
Название раздела
Содержание тем учебного курса
Повторение.
Простое предложение. Простое предложение с однородными
членами. Сложное предложение с союзами и, а, но со словами
который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и
глухие. Гласные ударные и безударные.
Слово.
Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Сложные слова.
Имя
существительное.
Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории имени существительного. Правописание падежных
окончаний имен существительных. Несклоняемые имена
существительные.
Имя
прилагательное.
Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные
местоимения.
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол.
Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение
глаголов. Повелительная форма глагола. Частица не с глаголами.
Имя числительное.
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80
и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.
Наречие.
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Предложение.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены
предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение.
Прямая речь (после слов автора). Знаки препинания.
Повторение
пройденного за год.
Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие,
предлог. Употребление в речи.
Требования к уровню подготовки.
Воспитанник должен знать:
-части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Воспитанник должен уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учебно- методический комплекс.
1. Учебный комплекс
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник по русскому языку для 9 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -М.:
Просвещение, 2013г .
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Пособие для учащихся 5-9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Рабочие тетради по
русскому языку »
Рабочая тетрадь по русскому языку № 1. Состав слова. – М.: Просвещение, 2002;
Рабочая тетрадь по русскому языку № 2. Имя существительное. – М.: Просвещение,
2002;
Рабочая
тетрадь по русскому языку № 3. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2002;
Рабочая тетрадь по русскому языку № 4. Глагол. – М.: Просвещение, 2002
2.Учебно-методические пособия
1.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник
для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.
2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. -М.: Просвещение, 2004г.
3.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.:
Просвещение, 1970г.
4. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 1992;
.
3.Учебно-практические издания
1. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.:
Просвещение, 1969.
2.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по
русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.
3. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.:
Просвещение, 1970г.
4. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая
грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996.
5. .«М.В.Стрекалова «Русский язык. Рабочая тетрадь для 1-2, 3-4 классов. 2-е издание.
Рекомендовано Министерством образования и науки Челябинской области.» Челябинск,
«Взгляд»,2007.»
6. 5. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая
грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996.
4.Учебно-наглядные издания
Таблицы:
«Состав слова», «Фонетический разбор слова», «Части речи». «Имя
существительное»: «Склонение имён существительных»; «»Род имён
существительных»; «Числа имён существительных»; «Падежные окончания имён
прилагательных мужского, среднего , женского рода»; «Изменение
местоимений по лицам, числам и родам»; «Простое предложение», «Сложное
предложение», «Главные и второстепенные члены предложения», «Знаки
препинания при однородных членах предложения» и др.
картины, карточки со словарными словами,
«Портреты детских писателей .ХХ век.».
ООО Издательство «Гном и Д», М., 2008.
5.Цифровые образовательные ресурсы
1. http://festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
2. http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
3. http://www.uchportal.ru/load/32
4. Сайты школ и учителей России.
Формы контроля
Характеристика контрольных работ
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Количеств
о работ
Источник
Количеств
о работ
Источник
Количеств
о работ
Источник
Количеств
о работ
Источник
Количеств
о работ
Самостоятельные работы
2
1
3
1,4
3
1,4
1
1
9
Проверочные работы
1
2
1
2
1
2,3
2
1,4
5
Контрольные работы
2
1,2
2
1,2
2
1,2
2
1,2
8
Сочинения
1
1
-
-
1
1
1
1
3
Изложения
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Административный контроль
Источники контрольно-измерительных материалов
№ п/п
Название
Автор
Выходные данные
1.
Учебник по русскому языку для 9
класса специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида.
Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В.
-М.: Просвещение, 2014г.
2.
Диктанты по русскому языку для
специальной (коррекционной)
школы 8 вида.
Кудрявцева Е.Я.
–М.: Владос, 2003 г.
3.
Диктанты для вспомогательной
школы.
4.
Тесты, тренажёры.
Жидкова Л.А., Каменецкая
Л.М.
–М.: Просвещение, 1970г.
1.http://www.zavuch.info/metodichka/osoboe/specschool/rabprog-spec-shkol/-russkiickoy
2.http://www.rusedu.ru
3.http://www.uchportal.ru/load/32
График проведения контрольных и творческих работ.
№/п/П
1
2
3
4
5
6
7
8
Содержание работы
1 четверть
Предупредительный диктант по теме: «Предложение»
9.Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».
10. Деловое письмо: объявление.
15. Сочинение по картине Н.Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе
Михайловском» по данному плану.
16. Деловое письмо: расписка.
21.Словарный диктант за I четверть.
23.Контрольный диктант за I четверть.
1
25.Близкое к тексту изложение с озаглавливанием, составлением плана и
подбором словаря из имён существительных.
2 четверть
30. Самостоятельная работа по теме:
2
3
«Имя существительное».
31. Деловое письмо: заявление о приёме на работу
34.Письменное изложение текста по вопросам.
Дата
4
5
6
7
1
35. Деловое письмо: объяснительная записка
38.Предупредительный диктант по теме: «Имя прилагательное»
40.Словарный диктант за 2 четверть.
46. Контрольный диктант за II четверть.
3 четверть
49(2).Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» с
использованием глаголов разного значения.
2
50 (3).
Деловое письмо: анкета.
3
4
5
6
7
8
57(10).Краткий пересказ текста по вопросам.
58(11). Работа над ошибками. Деловое письмо: автобиография.
61(14). Самостоятельная работа по теме: «Спряжение глаголов».
67(20). Объяснительный диктант по теме: «Глагол».
73(26). Контрольный диктант за III четверть.
75(28).
Словарный диктант за III четверть.
1
2
3
4
5
6
7
4 четверть
83(6). Предупредительный диктант по теме: «Имя числительное»
84(7). Деловое письмо: доверенность.
89(12).Предложения нераспространённые и распространённые. Составление
рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» путём распространения
предложений.
92(15). Предупредительный диктант по теме: «Простое предложение».
94(17).Словарный контрольный диктант за год.
97(20). КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД
99(22). Мини сочинение «Здесь 9 классов пройдено…»
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
3.
3.1.
3.2.
3.4.
3.5.
3.5.
3.6.
Раздел, тема
Количество
часов
Повторение.
Предложение.
Однородные члены
предложения.
Обращение.
Сложное предложение.
Знаки препинания.
Обобщение по теме.
6
Звуки и буквы.
Звуки гласныесогласные.
Разделительный
твердый и мягкий знаки.
Правила правописания.
Обобщение по теме
«Звуки и буквы».
Входной К/Д и его анализ
6
Слово. Состав слова.
Состав слова.
Однокоренные слова.
Правила правописания
слов в корне.
Правописание
приставок.
Правописание
приставок раз-(рас-),
без-(бес-), из-(ис-), воз(вос-).
Сложные слова.
Образование сложных
слов.
Сложносокращенные
Словарная работа.
Домашнее
задание
2
Упр. 2, 4
1
Упр.6
2
Упр.9, 14
1
Упр.20
1
Упр.22
1
Упр.24
1
Упр.28
1
Упр.32.
2
12
1
Упр.36
1
Упр.38
1
Упр.42
2
Упр.47, 49
1
Упр.53
2
Упр.56, 58
число
слова.
Обобщение по теме
3.7.
«Состав слова».
К/Д по теме «Состав
3.8.
слова» и анализ
3.9
Р/Р. Расписка
1
Упр.63
2
повторение
1
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Части речи.
Имя существительное.
Грамматические
признаки имени
существительного.
Склонение имен
существительных.
Правописание
окончаний имен
существительных.
Существительные с
шипящей на конце.
Обобщение по теме
«Имя
существительное».
Контрольная работа по
теме «Имя
существительное».
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как
часть речи.
Согласование имен
прилагательных с
существительными.
Правописание
окончаний имен
прилагательных.
Правописание имен
прилагательных на –ЬЯ,
ЬЕ, ЫЕ, ИЙ.
12
2
Упр.68, 74
1
Упр.77
4
Упр.79, 82,
85, 87
2
Упр.90, 92
1
Упр.94
2
повторение
10
1
Упр.99
1
Упр.102
2
Упр.103, 105
1
Упр.109
Обобщение по теме
«Имя прилагательное»
Контрольная работа по
5.6.
теме «Имя
прилагательное».
5.7 Р/Р Объяснительная
5.5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
Личные местоимения.
Личное местоимение
как часть речи.
Лицо и число
местоимений.
Склонение личных
местоимений.
Правописание
местоимений с
предлогами.
Правописание личных
местоимений 3-го лица.
Обобщение по теме
«Личные местоимения».
К/Д и его анализ по
теме «Личные
местоимения».
Р/Р. Письмо.
2
Упр.114, 117
2
повторение
1
12
2
Упр.122, 125
1
Упр.128
1
Упр.131
1
Упр.134
2
Упр.139, 141
2
Упр.144,
упр. 145
2
упр.148
1
Глагол.
Глагол как часть речи.
Грамматические
признаки глаголов.
Неопределенная форма
глагола.
Правописание глаголов
с частицей НЕ.
Изменение глаголов по
лицам и числам.
22
2
Упр.151, 153
1
Упр.156
1
Упр.159
1
Упр.161
1
Упр.166
Правописание глаголов.
3
Упр.168,
7.7.
7.8.
7.9.
7.10.
7.11.
7.12.
7.13.
7.14
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
Спряжение глаголов.
Правописание
окончаний глаголов 2
спряжения.
Правописание
окончаний глаголов 1
спряжения.
Повелительная форма
глагола.
Правописание Ь в
глаголах.
Обобщение по теме
«Глагол».
К/Д и его анализ по
теме «Глагол».
Р/Р Анкета
1
170, 173
Упр.177
2
Упр.178, 180
3
Упр.190,
193, упр.195
2
Упр.197, 202
1
Упр.204
1
Анкета
Упр.211
2
упр.212
1
Наречие.
Наречие как часть речи.
Наречия, обозначающие
время, место, способ
действия.
Правописание наречий с
А и О на конце.
Обобщение по теме
«Наречие».
К/Д и его анализ по
теме «Наречие».
10
2
Упр.212, 217
2
Упр.223, 226
2
Упр.229, 232
2
Упр.235, 237
2
повторение
Имя числительное.
Имя числительное как
часть речи.
Числительные
количественные и
порядковые.
Правописание
числительных от 5 до 20
10
1
Упр.241
1
Упр.246
1
Упр.248
9.4.
9.5.
9.6.
9.7.
и 30.
Правописание
числительных от 50 до
80.
Правописание
числительных от 500 до
900.
Правописание
числительных 90, 200,
300, 400.
Обобщение по теме
«Имя числительное».
К/Д и его анализ по
теме «Имя
числительное».
9.10 Р/Р Доверенность.
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
10.5.
10.6.
11.
Части речи.
Части речи.
Отличительные
признаки.
Дифференциация
прилагательного и
числительного.
Дифференциация
прилагательного и
наречия.
Дифференциация
существительного и
местоимения.
Обобщение по теме
«Части речи».
К/Д по теме «Части
речи» и его анализ.
Предложение.
Упр.250
1
Упр.252
1
Упр.256
1
9.8.
10.
1
2
Доверенность,
расписка,
объявление.
Упр.258
повторение
Упр.260
1
9
2
Упр.262, 263
2
Упр.265, 267
1
Упр.269
1
Упр.271
1
Упр.273
2
повторение
29
11.1.
11.2.
11.4.
11.5.
11.6.
11.7.
11.8.
Простое предложение.
Члены предложения.
Однородные члены
предложения.
Обращение. Знаки
препинания при
обращении.
Сложное предложение.
Знаки препинания.
Сложное предложение с
союзами.
Сложное предложение с
союзными словами.
Прямая речь.
Обобщение по теме
«Предложение».
К/Д и его анализ по
11.10.
теме «Предложение».
11.9.
12.
13.
Повторение
пройденного за год.
Годовая контрольная
работа.
Итого:
2
Упр.275, 277
4
Упр.282, 284,
287, 293
3
Упр.295, 297,
300
1
Упр.306
2
Упр.313, 315
4
3
Упр.319, 324,
327, 329
Упр.332, 334,
336
2
Упр.343, 345
2
повторение
2
Упр.350, 352
2
136