Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Гайнского муниципального округа МБОУ «Гайнская СОШ»
Утверждено
И.О. директора
-----------------------------Носарева О.В.
Приказ № 614-6
от «30» августа 2023г.
Адаптированная рабочая программа
по литературе для детей с умственной отсталостью
Учебный год:2023-24
Класс: 9
Учитель: Худеева Е.Н.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для детей с ОВЗ разработана на основании федерального закона №
273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с учебным планом МБОУ «Гайнская СОШ» для детей с умственной
отсталостью, на основе программы для 5 - 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений с умственной отсталостью
(под редакцией И.М. Бгажноковой) и ориентирована на учебник «Чтение» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
с умственной отсталостью, авторы: А.К. Аксенова, Москва «Просвещение», 2014 г.
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю, в т.ч. на проведение практических и контрольных работ.
Продолжительность учебного года в 9 классе -34 учебных недели, продолжительность урока - 45 минут.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного
изучения учебного предмета из расчета 4учебных часа в неделю.
Учащиеся должны:
— овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
— получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
—научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
—быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми возможностями здоровья является составной частью учебного
процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на
основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют
указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая
вариативность.
Школьникам с особыми возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий
путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых
произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и
выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое
внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,
адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению
проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Чтение и развитие речи»
количество часов в неделю - 4ч количество часов в год - 136ч
№
Разделы, темы
п/п
Введение
1
Устное народное творчество
5
Из произведений Русской
литературы XIX века
6
Из произведений Русской
литературы XX века
Зарубежная литература
Всего:
Колво
часов
1
10
49
33
9
136
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие
сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И.
Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К.
М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф; А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А.
Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков
героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по
предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть
стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения
Календарно-тематическое планирование
№
Содержание урока
Виды работ по
Инф-е
Дата
развитию речи
сопровождение
План/факт
Устный рассказ, беседа
Учебник «Чтение»
Беседа о
по прочитанным
А.К.Аксёнова,
прочитанном летом.
произведениям.
М.И.Шишкова стр.
п/п
1.
Вводный урок.
Количест
Основные
во часов
понятия
1
Словарь
библиотека
3-4
2.
Устное народное
творчество. Жанры.
1
Пословица,
поговорка,
былина,
произведение
Рассказ, выразительное
чтение
Стр.6-9
народная песня
3.
Русские народные
1
колыбельная
эпитет
песни.
Выразительное чтение
Стр.10-12
песен
Колыбельная.
4.
Былины.
1
Зачин,повтор
Застава, есаул,
Пересказ былины по
атаман, палица,
плану
чело, прошлина,
казна
5.
Былина «На заставе
1
Бить челом
богатырской»
6.-7.
Сочинение по
Объяснить смысл
Стр.15-18
пословиц
2
Картина
Кольчуга, шлем, меч,
Сочинение по картине с
художник
лук, копьё
использованием текста
Сказка, зачин,
Закрома, верста,
Деление текста сказки
«Василису
повторы,
лампада
на части, составление
Премудрую».
концовка
картине
Стр.112
В.М.Васнецова
«Богатыри»
8-10.
Сказка про
3
Стр.19-29
плана, пересказ по
плану.
11.
Сказка «Лиса и
1
Чтение сказки по
Тетерев»
12.
Обобщающий урок
ролям, инсценирование
1
Повторение
по устному
основных
народному
понятий УНТ
творчеству
Стр.30-32
13.
Вн/чт. Викторина по
1
сказкам
14.
В.А.Жуковский
1
Литературная
пансионат
сказка
Составление вопросов к Стр.35-36
биографии и ответы на
них.
15.-17.
Литературные
3
сказки. Сказка «Три
Поселянка,
Чтение эпизодов сказки
Посадник, гусли
по ролям
пояса»
Стр.36-47
Составление плана
отзыва
18.-19.
Р/р Написание
2
отзыва о сказке
20.
И.А.Крылов.
1
21.
И.А.Крылов «Кот и
1
повар»
22.
Жизнь и творчество
1
А.С.Пушкина
Басня
ритор
Выразительное чтение
мораль
Инсценирование басни
Поэма
Пересказ биографии по
Сказка,баллада,
плану
лирическое
Доклады учащихся
Стр.51-53
Стр.54-58
стихотворение
23.-
А.С.Пушкин «Руслан
28.
и Людмила»
6
Чертог, перси,
Выборочное чтение,
фимиам, арап, риза,
ответы на вопросы,
лилейный,
рассказ о литературном
десница,девичья,
герое
Стр.58-82
камердинер
29.32.
А.С.Пушкин
4
повесть
Борзая, стременной,
Деление текста на
Стр.82-103
«Барышня-
отъезжее поле
крестьянка»
части, составление
плана, характеристика
Лизы, чтение по ролям,
инсценировка
33.
Обобщающий урок
1
«Знаток творчества
Пушкина»
34.
Вн/чт.А.С.Пушкин
1
Характеристика
«Станционный
литературного героя
смотритель»
35.
М.Ю.Лермонтов
гувернёр
Пересказ биографии по
Стр.105-108
плану
Ответы на вопросы
Работа с текстом
36.
М.Ю.Лермонтов
1
«Тучи»
Стихотворение
клевета
Выразительное чтение
Художественные
стихотворения
средства
Заучивание наизусть
Стр.109
выразительности
37.
М.Ю.Лермонтов
1
«Баллада»
баллада
Перл
Выразительное чтение
пучина
баллады
Стр.110-112
Рисование словесных
картин
38.-
М.Ю.Лермонтов
39
«Морская царевна»
2
Чело
Деление стихотворения
очи
на части
Стр.113-115
Работа над интонацией
каждой части текста
Рассказ по
иллюстрации
40.
Обобщающий урок
1
Викторина по
по творчеству
произведениям
М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтова
Тест по изученным
произведениям
41.
Вн/чт.
1
Высказывания учащихся
М.Ю.Лермионтов
по прочитанному
«Ашик-Кериб»
произведению
42.
Н.В.Гоголь
1
гимназия
Краткий пересказ статьи
Стр.117-118
43.-
Н.В.Гоголь» Майская
4
Парубки бандура
Беседа с выбором
Стр.119-133
46
ночь, или
Голова
отрывков из текста
Утопленница»
Сотник
Чтение по ролям
Коралловое монисто
Чтение или пересказ
Зеницы
самого красивого
Нагайка
эпизода
недоимки
Пересказ по данному
началу
47.
Вн/чт. Н.В.Гоголь
1
Пересказ
«Заколдованное
запомнившихся
место»
эпизодов
Чтение по ролям
48.
Н.А.Некрасов –
1
Розги крепостной
великий народный
Пересказ по частям
Стр.134-136
Ответы на вопросы
поэт.
49.
Н.А.Некрасов
1
Выразительное чтение
«Рыцарь на час»
50.
Н.А.Некрасов «Саша»
Стр.137-138
Ответы на вопросы
1
Деление на части
Стр.138-140
Заучивание наизусть
51.
Обобщающий урок
1
Чтение наизусть
по творчеству
отрывков из
Н.А.Некрасвоа
стихотворений
Некрасова
52.
А.А.Фет
1
53.
А.А.Фет «На заре ты
1
её не буди»
Средства
ланита
художественной
Краткий пересказ статьи
Стр.143-144
Выразительное чтение
Стр.144-145
Словесное рисование
выразительности
54.
А.А.Фет Помню
1
Высказывания учащихся
я:старушка няня..»
Стр.145-146
«Можно ли верить
гаданию?»
55.
А.А.Фет «Это утро,
1
радость эта…»
56.
А.П.Чехов.
57.-58 А.П.Чехов
1
1
юмор
Вереницы
Заучивание наизусть
зык
отрывка
Факультет
Краткий пересказ
псевдоним
Составление плана
Тема и заголовок Живец
Выборочное чтение
Стр.146-147
Стр.148-150
Стр.150-155
«Злоумышленник»
рассказа
шилишпёр
Основная мысль
Ответы на вопросы
Чтение по ролям
Продолжение рассказа
59.-
А.П.Чехов
60.
«Пересолил»
2
Мастер
Землемер
Деление на части по
короткого
К чёрту на кулички
плану
рассказа
Стр.156-161
Пересказ отдельных
частей плана
Словесное описание
персонажей
61.
Обобщающий урок
1
Беседа по прочитанным
по произведениям
произведениям
А.П.Чехова
62.
Вн/чт. По
1
Краткий пересказ
произведениям
прочитанных
А.П.Чехова
учащимися
произведений
63.
М.Горький
1
псевдоним
Псалтырь
Рассказ о поучительном
часослов
в биографии
Стр.164-165
М.Горького
64.-
М.Горький «Песня о
65.
Соколе»
2
песня
бредни
Объяснение значения
пословиц
Ответы на вопросы
Выразительное чтение
Заучивание наизусть
Стр.166-170
отрывка
66.
Обобщающий урок
1
Игра «Литературное
по произведениям
лото»
М.Горького
Беседа по прочитанным
Стр.169-170
произведениям
67.
В.В.Маяковский
1
Новатор
Составление плана
стихосложения
биографии
Стр.171-172
Доклады по плану
68.-
В.В.Маяковский
69.
«Необычайное
2
«лесенка»-вид
Ретируюсь
Нахождение слов и
стихотворения
Степенность
предложений, которые
РОСТА
нужно читать громко,
Горбил
тихо, медленно
Златолобо
Словесное рисование
приключение…»
Стр.172-177
Ясь
взорим
70.
Вн/чт по
1
Конкурс на лучшего
стихотворениям
чтеца
В.В.Маяковского
71.
М.И.Цветаева
Доклады о жизни
Стр.178
М.И.Цветаевой
72.
М.И.Цветаева
1
Иоанн Богослов
«Красной кистью»
Заучивание наизусть
Стр.179
Выразительное чтение
Словесное рисование
73.
М.И.Цветаева «Вчера
1
Антитеза
Высказать своё мнение
Стр.179-180
ещё в глаза глядел»
74.
75.
Обобщающий урок
(противопоставл
о повторах
ение)
Выразительное чтение
1
Компьютерная
по творчеству
презентация и чтение
М.И.Цветаевой
стихов М.И.Цветаевой
Вн/чт. Час поэзии
1
Литературно-
М.И.Цветаевой
музыкальная
композиция по стихам
М.И.Цветаевой
76.
К.Г.Паустовский
1
Составление плана
Стр.181-182
Краткий пересказ
Викторина по
прочитанным
произведениям
Словесное рисование
77.-
К.Г.Паустовский
80.
«Стекольный мастер»
81.
Обобщающий урок
4
1
Поставец
Ответы на вопросы
Картуз понёва
Выборочное чтение
шушун
Краткий пересказ
Описание внешности
по произведениям
литературных героев
К.Г.Паустовского
Беседа о прочитанных
произведениях
82.
Вн/чт по рассказам
К.Г.Паустовского
1
Рассказы учащихся о
самостоятельно
Стр.182-190
Стр.190-191
прочитанных
произведениях.
83.
С.А.Есенин
1
Просмотр презентации
Стр.192-193
Подробный пересказ
Беседа по вопросам
84.
С.А.Есенин «Нивы
1
сжаты, рощи голы»
Красная строка
Мини-сочинение по
Основная мысль
данному плану
Стр.193-194
Выразительное чтение
Заучивание наизусть
85-
Р/р Сочинение по
86.
картине
2
Сочинение по
Стр.194
выбранной картине с
использованием
данного плана
87.
С.А.Есенин «Собаке
1
Ответы на вопросы
Качалова»
Стр.194-195
Рассказ о своём
любимом животном
Выразительное чтение
88.
Обобщающий урок
1
Литературно-
«Час поэзии
музыкальная
С.А.Есенина».
композиция по стихам
С.Есенина
89.
М.А.Шолохов
1
хутор
Составление плана
Стр.196-197
Краткий пересказ
90.-
М.А.Шолохов
3
повесть
Лагерфюрер
Деление на части
Стр.197-205
92
«Судьба человека»
Шнапс
Чтение по ролям
«Оппель-адмирал»
Пересказ от лица героя
Составление
характеристики Андрея
Соколова
93.-
Р/р Сочинение
2
Подбор слов и
94.
«Побег Андрея
выражений для текста
Соколова»
сочинения
Составление плана
95.
Вн/чт Отрывок из
1
«Поднятой целины»
Мой любимый
Чтение и анализ
эпизод
отрывков из «Поднятой
целины»
Составление вопросов
по содержанию
96.
Е.И.Носов
1
97.-
Е.И.Носов «Трудный
3
99.
хлеб»
Подробный пересказ
Стр.206
Ситник
Выборочное чтение
Стр.207-213
Крохаль
Ответы на вопросы
ягдташ
Характеристика Чанга
Выделение основной
мысли
Подбор слов и
выражений для
сочинения
100.-
Р/р Сочинение.
2
Составление
101.
Характеристика
характеристики Чанга
Чанга.
по плану
Запись сочинения
102.
Н.М.Рубцов
1
Доклады учащихся
Стр.214
Подробный пересказ
103.
Н.М.Рубцов «Тихая
1
моя родина»
Пауза
Сравнение
Образные слова
стихотворения и
и выражения
картины И.Левитана
Стр.215-216
«Озеро. Русь»
104.-
Н.М.Рубцов «Русский
105.
огонёк»
2
Сиротский смысл
Словесное рисование
семейных
Выразительное чтение
фотографий
Характеристика
Стр.217-218
женщины
106.
Н.М.Рубцов «Зимняя
1
песня»
сравнение
Выразительное чтение
Словесное рисование
Выделение
определений для
создания образа
плохого и хорошего в
стихотворении
107.
Вн/чт .Час поэзии
Н.М.Рубцова
1
Литературномузыкальная
композиция по стихам
Н.М. Рубцова
Стр.219-220
108.
Ю.И.Коваль
1
Подробный пересказ
Стр.222-223
Ответы на вопросы
109.-
Ю.И.Коваль
114.
6
Кумак
Чтение и ответы на
«Приключения Васи
Бэмское стекло
вопросы
Куролесова»
Каротель
Деление на части
Для блезиру
Краткий пересказ
Стр.222-223
Чтение по ролям
115.-
Вн/чт. Ю.И.Коваль
2
Выборочное чтение
116.
«Приключения Васи
отрывков и беседа по
Куролесова»
ним
Составление плана
117.
Зарубежная
1
романтик
Доклады учащихся о
литература.
Стр. 236
Стивенсоне
Р.Стивенсон
118.-
Р.Стивенсон
119.
«Вересковый мёд»
2
баллада
Вереск
Обсуждение темы
пикты
«Можно ли покорить
Стр.236-241
народ жестокостью?»
120.
Э.С.Томпсон
1
121.-
Э.С.Томпсон «Снап»
4
124.
Подробный пересказ
Стр.242-243
Стр.243-254
Основная мысль
Бультерьер
Составление плана
тема
Гончие
Деление на части
Борзые
Подробный пересказ
Дог
Чтение описаний
койот
Согставление
характеристика Снапа
125.
Д.Дарелл
1
Подробный пересказ
Стр.255-256
Составление плана
126.-
Д.Дарелл
130.
«Живописный
5
сценарий
жираф»
131.
Р/р Составление
Аристократ
Составление сценария
интеллигент
Краткий пересказ
Ответы на вопросы
1
Составление
сравнительной
сравнительной
характеристики
характеристики Питера
и Билли по плану
132.-
Вн/чт. Д.Дарелл .Мой
133.
любимый отрывок
2
Краткий и подробный
пересказ прочитанных
отрывков
134.-
Обобщающие уроки
135.
2
Жанры
Беседа по изученным
по прочитанным
Сказка
произведениям
произведениям
Рассказ
Характеристика
Баллада
литературных героев
Повесть
Определение основной
Стихотворение
мысли произведений
Поэма
былина
136.
Заключительный
1
Интеллектуальная игра
урок по чтению.
по произведениям,
Игра «Лучший знаток
изученным в 9 классе
литературы»
Стр.256-265
Стр.266
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка
Литература
Учебник: Аксёнова А.К.Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М:
Просвещение, 2013.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой
\Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2001
2. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград:
Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
3. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К. Ассенова.;
Шишкова - М.: Просвещение, 2013г
Рекомендуемая литература
М.И.
(на в ы б о р )
— А. А. Ахматова Стихотворения.
— А. Р. Беляев «Человек-амфибия».
— В. О. Богомолов «Иван».
— Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».
— В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».
— Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».
— Жюль Берн «Таинственный остров».
— 3. Воскресенская «Сердце матери».
— А. М. Горький «В людях», «Мои университеты». 10. С. А. Есенин Стихотворения.
И. М. М. Зощенко Рассказы.
— Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема».
— К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
— А. А. Сурков Стихотворения.
— Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).
— М. Н. Цветаева Стихотворения.
— А. П. Чехов «Дом с мезонином».
— В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому». .
Содержание урока
п/п
1
Дата
Количество
№
часов
План
Введение
1
Устное народное творчество (16 часов)
2-3
Пословицы, песни, былины, сказки.
2
4-5
Русские народные песни. Колыбельная.
2
5-6
«За морем птичка не пышно жила…».
2
7-8
Былины. «На заставе богатырской» (в сокращении).
2
9-12
«Сказка про Василису Премудрую» (русская народная
сказка).
4
Факт
13
«Лиса и Тетерев» (русская народная сказка).
1
1415
Обобщение по разделу. Контрольная диагностическая
работа (входная).
2
16
Внеклассное чтение К. Паустовский. «Дождливый
рассвет».
1
Из произведений русской литературы XIX века (56 часов)
1718
В.А.Жуковский. Страницы жизни и творчества.
2
19
В.А.Жуковский. «Три пояса» (в сокращении).
3
2223
И.А.Крылов. Страницы жизни и творчества.
2
24
И.А.Крылов. «Кот и Повар».
1
25
Внеклассное чтение М. Горький. «В людях».
1
2627
А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества.
2
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».
8
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».
7
Внеклассное чтение. Л Толстой. «Севастополь в декабре
месяце».
1
М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества.
2
-21
28
-35
36
-42
43
4445
46
М.Ю.Лермонтов. «Тучи».
1
47
М.Ю.Лермонтов. «Баллада».
1
48
М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна».
1
4950
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
2
51
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница».
5
5657
Н.А.Некрасов. Страницы жизни и творчества.
2
58
Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час».
1
59
Н.А.Некрасов. «Саша» (отрывок).
1
60
Внеклассное чтение. В.Быков. «Альпийская баллада».
1
6162
А.А.Фет. Страницы жизни и творчества.
2
63
А.Фет. «На заре ты ее не буди…».
1
64
А.Фет. «Помню я: старушка няня…» «Это утро, радость
эта…».
1
6566
А.П.Чехов. Страницы жизни и творчества.
2
67-
А.П.Чехов. «Злоумышленник».
2
А.П.Чехов. «Пересолил».
2
Обобщение по разделу. Контрольная диагностическая
работа (рубежная).
2
-55
68
6970
7172
73
Внеклассное чт. Ф.А.Искандер. «Сердце». (глава из
повести «Стоянка человека»).
1
Из произведений русской литературы 20 века (50ч.)
7475
М.Горький. Страницы жизни и творчества.
2
76-
М.Горький «Песня о Соколе».
2
7879
В.В.Маяковский. Страницы жизни и творчества.
2
80-
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с
В.В.Маяковским летом на даче».
2
8283
М.И.Цветаева. «Красною кистью…», «Вчера еще в глаза
глядел…».
2
84
Внеклассное чтение. А.Ахматова. «Мужество».
1
8586
К.Г.Паустовский. Страницы жизни и творчества.
2
87-
К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер».
77
81
2
88
8990
С.А.Есенин. Страницы жизни и творчества.
91
С.А.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».
1
92
С.А.Есенин. «Собаке Качалова».
1
93
Внеклассное чтение. С.Есенин. Стихотворения.
1
9495
М.А.Шолохов. Страницы жизни и творчества.
2
2
96
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
5
-100
Е.И.Носов. Страницы жизни и творчества. «Трудный
хлеб».
5
106
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».
1
107
Н.М.Рубцов. «Русский огонек» (в сокращении).
1
108
Н.М.Рубцов. «Зимняя песня».
1
109110
Внеклассное чтение. В.Шукшин. «Космос, нервная
система и шмат сала».
2
111
Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
101
-105
6
-116
117118
Обобщение по разделу.
119120
Контрольная диагностическая работа (итоговая).
121123
Внеклассное чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие»
(главы).
2
2
3
Из произведений зарубежной литературы (13ч.)
124125
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед».
126
Э. Сетон-Томпсон. «Снап».
2
3
-128
129131
Дж. Даррелл. «Живописный жираф».
3
132133
Обобщение по разделу.
134136
Повторение и обобщение в конце года.
2
3