Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа по биологии 9кл

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с ОВЗ разработана на основании
федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,в соответствии с
адаптированной программой МБОУ «Гайнская СОШ» для детей с умственной отсталостью,(под
редакцией В.В.Воронковой) и ориентирована на учебник «Биология» для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений с умственной отсталостью, авторы
А.И.Никишов,А.В.Теремов,2014г.
Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об
окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся
интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает
значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно
отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинноследственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со
сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет
много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1.
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе,
полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также
об организме человека и его здоровье);
2.
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег,
ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3.
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения
окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов,
животных и людей), бережного отношения к природе;
4.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно
содержать дома и HIв школьном уголке природы;
5.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Тематика курса
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о строении и
жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с
ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его
жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются (сведения о
том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных
болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а
также токсикомания).
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение
физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его
жизнедеятельности.
Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и
наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые
требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных
почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве
раздаточный материал.
Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии.
Межпредметные связи
2

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметныхсвязей
курсов
природоведения 5 класса, биологии 6 класса с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых
изучались основные знания о неживой природе;
формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений,
происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
1.
2.
3.
4.
5.

Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных
органов организма человека;
элементарное представление о функциях
основных органов и их
систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных
напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении
и функциях человеческого организма в
повседневной жизни с целью сохранения и
укрепления своею здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

9 класс
Учащиеся должны знать:
- влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных
напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии
Оценка
«5»

Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ,
привести примеры, допускает единичные
ошибки, которые исправляет.

«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ в целом правильный, но допускает
неточности и исправляет их с помощью
учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но
излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

«3»

3

Минимально необходимый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ,
привести примеры, допускает единичные
ошибки, которые исправляет с помощью
учителя
Оценка «4» ставится, если ученик дает
ответ в целом правильный, но допускает
неточности и исправляет их с помощью
учителя
Оценка «3» ставится, если ученик
обнаруживает частичное знание и
понимание основных положений данной
темы, но излагает материал неполно, и
непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

Структура курса
9 класс
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№

Тема раздела

1
2
3
4
5
6

Введение
Общий обзор
Опорно-двигательная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Пищеварительная система

7

1
1
5
11

четверть
2
3

Итого:
4

5
9

1ч.
5ч.
14ч.
8ч.
7ч.
9ч.

Выделительная система

2

2ч.

8

Кожа

3

9

3
8
2

1

4ч.

Нервная система

8

8ч.

10
11

Органы чувств
Охрана здоровья

6
1

6ч.
1ч.

12

Лабораторные работы
Итого:

1

1

1

18ч.

14ч.

20ч.

3ч.
16ч.

68ч.

Список использованных источников и литературы
1. Романов, И.В., Петросова, Р.А. Учебник Биология. 6 кл. для специальных
(коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2011.
2. Романов, И.В., Козлова, Т.А. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для
специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2010.
3. Романов, Е.Г. Федорова, И.В. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида– М.: Дрофа, 2011.
4. Романов, И.В., Агафонова, И.Б. Биология. Человек, 9 кл.: учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида. – М.: Дрофа, 2008.
5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В
2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.

4

5

Тематическое планирование. 9 класс.
№
п/п

Тема учебного занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Введение.
Место человека среди млекопитающих.
Строение клеток и тканей организма.
Органы и системы органов человека.
Скелет человека, его значение. Основные части скелета.
Состав и строение костей.
Соединение костей.
Череп.
Скелет туловища.
Скелет верхних конечностей.
Скелет нижних конечностей.
Первая помощь при растяжении связок, переломах
костей, вывихах суставов.
Значение и строение мышц.
Основные группы мышц человека.
Работа мышц. Физическое утомление.
Предупреждение искривления позвоночника.
Плоскостопие.
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических
упражнений в её формировании. Повторение.
Сердечно-сосудистая система. Значение крови и
кровообращения.
Состав крови. «Микроскопическое строение крови».
Лабораторная работа.
Органы кровообращения. Сосуды.
Органы кровообращения. Сердце и его работа.
Лабораторная работа «Подсчёт частоты пульса».
Большой и малый круг кровообращения.
Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение.
Первая помощь при кровотечениях.
Обобщающий урок по теме «Кровообращение».
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их
строение и функции.
Газообмен в лёгких и тканях.
Гигиена дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Обобщающий урок по теме «Дыхание».
Значение питания. Пищевые продукты.

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

6

Кол-во Дата
Д
часов кален. фа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с
с
с
с
с

с

с

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

с

с

с
с
с
с

с

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Питательные вещества.
Витамины.
Органы пищеварения.
Ротовая полость. Зубы.
Изменение пищи в желудке.
Изменение пищи в кишечнике. Печень.
Гигиена питания.
Уход за зубами и ротовой полостью.
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных
заражений.
Пищевые отравления.
Обобщающий урок по теме «Пищеварение».
Почки-орган выделения.
Предупреждение почечных заболеваний. Повторение.
Кожа и её роль в жизни человека.
Уход за кожей.
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Закаливание организма.
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая помощь при ожогах и обморожении.
Обобщающий урок по теме «Кожа».
Головной и спинной мозг.
Нервы.
Значение нервной системы.
Режим дня, гигиена труда.
Сон и его значение.
Вредное влияние спиртных напитков и курения на
нервную систему. Повторение по теме «Нервная
система».
Повторение по теме «Нервная система».
Орган зрения.
Гигиена зрения.
Орган слуха.
Гигиена слуха.
Орган обоняния.
Орган вкуса.
Повторение по теме «Органы чувств».
Система учреждений здравоохранения в РФ.

7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

с
с
с
с

с
с
с

с
с

с
с
с

с
с
с

с

с
с
с

Дата

Колво
часо
в

1

Календарно-тематическое планирование
I четверть
Тема урока
ИКТ
(интерактивная
доска,
мультимедиа,
презентация)
Введение. Место человека в живой природе
Глава 1. Общий обзор
презентация

Словарь

анатомия,
физиология

Развитие устойчивого внимания

ядро
цитоплазма

Воспитание усидчивости,
самостоятельности,
любознательности, волевых
качеств.

1
1

Клетка
Химический состав клетки

1
1
1
1

1
1
1
1

Жизнедеятельность клетки
Ткани
Органы. Системы органов
орган, организм
Лабораторная работа.
Устройство светового микроскопа
Глава 2. Опорно-двигательная система
Значение опорно-двигательной
скелет
системы
Скелет человека. Состав костей
презентация
суставы, связки
Строение и соединение костей
Скелет головы
Скелет туловища
орудная клетка

1

Скелет конечностей

1

Первая помощь при растяжении связок,
вывихах суставов и ушибах
Первая помощь при переломах костей
Строение и значение мышц
Основные группы мышц
Работа мышц. Утомление

1

1
1
1
1

Коррекционная работа

Развитие мышц мелкой моторики
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие волевых качеств
Развитие волевых качеств
Развитие зрительного
восприятия
Развитие волевых качеств

видеофильм

II четверть
8

сократимость

Развитие волевых качеств
Воспитание усидчивости,
самостоятельности,
любознательности

Дата

Колво
часо
в

ИКТ
(интерактивная
доска,
мультимедиа,
презентация)

Словарь

Коррекционная работа

1

Гигиена физического труда
гимнастика
Осанка и здоровье человека
осанка
Значение физических упражнений для
презентация
правильного формирования скелета и мышц
Глава 3. Кровеносная система
Значение крови и органы кровообращения
кровообращение

1
1

Состав крови
Сердце: его строение и работа

1
1
1

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения
Движение крови по сосудам
Первая помощь при кровотечении.
донор, группа
Переливание крови
крови
Предупреждение заболеваний кровеносной
системы
Вредное влияние табака и спиртных напитков
презентация
на сердце и кровеносные сосуды
Лабораторная работа. Подсчёт частоты пульса
Глава 4. Дыхательная система

Развитие устойчивого внимания.
Развитие мышления.
Развитие познавательных интересов.

Значение дыхания. Органы дыхательной
системы
Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Развитие эмоционально-волевой сферы

1
1
1

1
1
1
1
1

Дата

Тема урока

Колво
часо
в
1
1

видеофильм

III четверть
ИКТ
(интерактивная
доска,
мультимедиа,
презентация)
Дыхательные движения. Регуляция дыхания
презентация
Влияние физического труда и спорта на
9
Тема урока

Плазма
Желудочек,
предсердие
Артерии, вены

легкие, бронхи,
трахеи

Словарь

Вдох, выдох

Развитие мышления.
Развитие всех видов памяти
Развитие самоконтроля,
критичности.
Развитие устойчивого внимания.
Развитие эмоционально-волевой сферы.

Развитие познавательных интересов.
Развитие устойчивого внимания.
Развитие познавательных интересов.

Коррекционная работа

Развитие познавательных интересов
Развитие устойчивого внимания

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

развитие дыхательной системы
Болезни дыхательной системы и их
предупреждение
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды
Профилактика и первая помощь при
нарушении дыхания
Глава 5. Пищеварительная система
Значение и состав пищи
видеофильм
Белки, жиры,
углеводы,
витамины
Значение пищеварения. Система органов
пищеварения
Строение и значение зубов
Эмаль, дентин
Пищеварение в ротовой полости и в желудке
Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ
Гигиена и нормы питания
презентация
Профилактика желудочно-кишечных
заболеваний
Пищевые отравления
Вредное влияние курения и употребления
спиртных напитков на пищеварительную
систему
Лабораторная работа. Обнаружение белка и
крахмала в пшеничной муке
Глава 6. Выделительная система
Значение выделения. Строение почек
презентация
Предупреждение заболеваний органов
мочевыделительной системы

Развитие познавательных интересов
Связь с жизнью, проблемные вопросы
Развитие устойчивого внимания
Связь с жизнью, проблемные вопросы

Повышать интерес к предмету.
Связь с жизнью, проблемные вопросы
Развитие устойчивого внимания
Воспитание усидчивости,
самостоятельности
Развитие устойчивого внимания.
Развитие всех видов памяти
Развитие внимания
Связь с жизнью, проблемные вопросы
Развитие устной речи черезсоставление
рассказа по плану

Глава 7. Кожа.
1

Строение и значение кожи

Развитие мышления

1

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание
организма
Первая помощь при перегревании, ожогах и
обморожении

Развитие устойчивого внимания.

1

Развитие мышления
10

IV четверть
Дата
9а

9б

9в

Колво
часо
в

Тема урока

ИКТ
(интерактивная
доска,
мультимедиа,
презентация)

1

Гигиена кожи. Гигиенические требования к
одежде и обуви
Глава 8. Нервная система
Значение и строение нервной системы
видеофильм

1
1

Спинной мозг
Головной мозг

1

Особенности ВНД человека. Речь

1
1

Эмоции. Внимание и память
Сон и бодрствование. Профилактика нарушений
сна

1

Гигиена нервной деятельности Режим дня

1

Нарушения нервной деятельности.Влияние
курения и употребления спиртных напитков на
нервную систему

1

1
1
1
1
1

Словарь

Коррекционная работа

Развитие устойчивого внимания.

Рефлекс,
возбудимость,
проводимость

Развитие внимания

Развитие слухового восприятия
через игры и упражнения.
Развитие слухового восприятия
через игры и упражнения.
Развитие устойчивого внимания.

презентация

Развитие слухового восприятия
через игры и упражнения.
Развитие умения сравнивать и
анализировать таблицы и схемы в
учебнике.

Глава 9. Органы чувств
Значение органов чувств
Орган зрения
Гигиена зрения. Предупреждение глазных
болезней
Орган слуха
видеофильм
Гигиена слуха
11

Развитие внимания
Развитие познавательных интересов
Развитие устойчивого внимания

1

Органы осязания, обоняния, вкуса

Развитие слухового восприятия через
игры и упражнения.
Глава 10. Охрана здоровья

1

Здоровье человека и общество
Факторы, сохраняющие здоровье

Развитие познавательных интересов

12

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».