Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа по географии 9кл

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по географии для детей с ОВЗ разработана на
основании федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,в
соответствии с адаптированной программой МБОУ «Гайнская СОШ» для детей с умственной
отсталостью,(под редакцией В.В.Воронковой) и ориентирована на учебник «География» для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений с умственной отсталостью, автор:
Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20013 г. – Сб. 1;
Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Изучаемые страны сгруппированы не по
принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности.
Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа»,
«Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность
рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление
национальных проблем. Следует обратить внимание на налаживающие экономические и
культурные контакты с этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе,
достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
1.Географическое положение.
2. Государственный строй, символика.
3.Климат, рельеф, флора и фауна.
4.Хозяйство, население.
5.Столица, крупные города.
6.Достопримечательности.
Интеграционные вопросы, происходящие в Европе, приблизили Россию к мировому
сообществу, поэтому делается акцент на России как крупнейшем государстве Евразии.
Обобщаются знания о своей стране и идёт подготовка к изучению своего края.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Рязанской области
учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими
проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется
внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов
истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать
воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Содержание курса «Государства Евразии»
Государства Евразии
Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа. Великобритания
(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская
Республика). Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская
Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа. Испания. Португалия
(Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика).
Северная ЕвропаНорвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия
(Финляндская Республика). Восточная Европа. . Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская
Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния
(Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Эстония (Эстонская Республика).
Латвия(Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика
Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения
(Туркменистан).Киргизия (Кыргызстан).Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго-Западная

Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения
(Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская
Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея
(Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).Япония.
Юго-Восточная Азия
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая
Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.
Россия
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские
границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица,
крупные города России. Обобщающий урок. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия (история).
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.Нанесение
границы Европы и Азии.Составление альбома «По странам и континентам».

Свой край
1. История возникновения нашего края.2. Положение на карте области, края. Границы.
Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.4.
Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности.
Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения,
грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.7.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные
животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами.
Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники,
заказники.8_Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.9. Промышленность нашей
местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.10.
Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).11.
Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).12. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.13. Наш город (поселок, деревня). 14.
Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные
центры.Обозначить на контурной карте России свою область.Зарисовать и подписать растения и
животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных
водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история).Почвы,
полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы
(естествознание). Фольклор (музыка).Сфера быта, национальные блюда (СБО). Архитектурные
памятники (изобразительная деятельность).

Коррекционная работа.
№

Основные темы
программы

Ко-во
часов

Коррекционная работа

2

Западная Европа

6

3

Южная Европа

4

4

Северная Европа

3

5

Восточная Европа

11

6

Центральная Азия

6

7

Юго-Западная Азия

7

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственной ориентировки.
Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного
материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения
осуществлять его переключение.
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать
приемы запоминания и припоминания.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные
зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция пространственного восприятия (расположение
предметов, объектов на карте).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и
обогащение словаря.
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты
по данному учителем плану.
Коррекция и развитие способности понимать главное в
воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и
контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому
усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного
географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция восприятия времени.
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической
карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого
материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственного восприятия (расположение
предметов, объектов на карте).
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной
информации.

8

Южная Азия

2

9

Восточная Азия

6

10

Юго-Восточная
Азия

3

11

Россия

5

12

Свой край

14

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и
обогащение словаря.
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения
осуществлять его переключение.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать
приемы запоминания и припоминания.
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической
карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого
материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные
зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической
карты.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция осмысленного восприятия географических карт
(сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и
контурной карты.

Образовательные и воспитательные цели и задачи:
Западная Европа (6ч)
1.Дать представление о Евразии как самом крупном материке Земного шара.
2.Повторить деление материка на части света – Европу и Азию.
3.Дать представление о делении частей света на регионы..
4.Познакомить со странами Западной Европы.
5.Познакомить с географическим положением, государственным строем, растительным и
животным миром, населением этих стран.
Южная Европа(4ч)
1.Познакомить с географическим положением, климатом, рельефом, водными ресурсами стран .
2.Формировать умение характеризовать страну по плану.
3.Познакомить с типичными представителями флоры и фауны.
4.Дать представление о населении, жизни и быте народов.
5.Продолжить развитие умений работы с картой.
Северная Европа (3ч)
1.Сформировать представление о ФГП стран, традициями и обычаями,
достопримечательностями .
2.Познакомить с особенностями природы , основными представителями органического мира,
природоохранительными мероприятиями.
3.Развивать умение находить сходство и различия этих стран .
4.Воспитывать любознательность; расширять кругозор учащихся.
Восточная Европа (11ч)
1.Познакомить учащихся с геополитическими изменениями, произошедшими в странах
Восточной Европы.
2.Дать представление о национальных проблемах, обратить внимание на налаживающие
экономические и культурные контакты России с этими государствами.
3.Продолжать развитие уменияхарактеризовать государства по плану, работать с картой.
4.Воспитывать интерес к предмету.

Центральная Азия (6ч)
1. Познакомить с геополитическими изменениями, национальными и экологическими
проблемами.
2. Учить находить на карте Евразии изучаемые государства.
3.Воспитывать самостоятельность при работе с дополнительной литературой.

Юго-Западная Азия (7ч)
1. Формировать представление о ФГП, климате, рельефе, полезных ископаемых стран и влиянии
этих факторов на жизнь и хозяйственную деятельность населения
2. По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города .
3.Развивать навыки творческого применения знаний, учить пользоваться дополнительными
источниками информации.
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия (11ч)
1.Познакомить с географическим положением, климатом, водными ресурсами, полезными
ископаемыми стран.
2.Уточнить сходство и отличия растительного и животного мира.
3. Познакомить с заповедниками, природоохранительными мероприятиям.
4.Продолжить работу по умению формулировать вопросы, искать дополнительную информацию,
обобщать и делать выводы.
Россия(5 ч.)
Наш край – Рязанская область (14 ч)
1.Систематизировать сведения учащихся о нашей области.
2.Расширить знания о промышленных и с/хозяйственных предприятиях, транспорте, водных
ресурсах, истории и этнографии.
3.Познакомить с особенностями географического положения, типичных представителях
растительного и животного мира, основными мероприятиями по охране природы.
4. Учить давать характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов нашего края.
5. Формировать умение находить свою местность на карте России; называть исторические и
культурные памятники.
6. Развивать познавательный интерес к происходящим явлениям и процессам в нашей области.
7. Содействовать профессиональной ориентации,путём знакомства с профессиями,
распространёнными в нашем регионе. Познакомить с рынком труда..
8.Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Учебно-дидактический материал для учащихся
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник
для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:
«Просвещение», 2005
Атлас 9 класс
Контурные карты.
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение»,
1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.:
«Просвещение», 1997

Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для
учителя. М.: «Первое сентября», 2000
БейкоВ.Б. , Березина М.Ф., Боготырева Е.Л. Большая энциклопедия животного мира.: Науч.-поп.
Издание для детей. - ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006
Ружинская Л.А., Орлова Л.Ф., Митина В.И География Рязанской области: Методическое пособие
для учителей – М: Издательство МГУ, 2002
История одной губернии: Очерки истории Рязанского края 1778-2000 гг. Под ред. к.и.н. П.В.
Акульшина – Рязань, ГУ – издательство «Пресса», 2000.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области,
правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
Находить свою местность на карте России;
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники
своей области;
Правильно вести себя в природе;
Выполнять задания в «Рабочей тетради по географии» для 9 класса.
Контрольно-измерительные материалы.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов, контрольных работ. В конце года проводится итоговая контрольная
работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
После изучения блока тем спланированы уроки-зачеты, где осуществляется тестовый контроль за
уровнем усвоения знаний по ряду тем или разделов.
Тесты:
- « Государства Европы»
- «Государства Азии».
- «Россия».
- «Свой край».
Контрольная работа за год.

Тематическое планирование.
№
1

Раздел программы.
Кол-во часов
Политическая карта Евразии. Государства 1
Евразии (обзор)

2

Западная Европа

6

3

Южная Европа

4

4

Северная Европа

3

5

Восточная Европа

11

6

Центральная Азия

6

7

Юго-Западная Азия

7

8

Южная Азия

2

9

Восточная Азия

6

10

Юго-Восточная Азия

3

11

Россия

5

12

Свой край

14

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

№

1

Тема урока
Тип урока

Д
/З

1.Политическая карта Евразии. с.
Государства Евразии (обзор).
3(изучения нового)
4

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА (6 часов)

Дат
а
9а
9б

Основные понятия.
Словарь.

Ожидаемый
результат.
ЗУН

Работа
с Уметь показывать на политической
политической картой Евразия.
Евразии.
Обзор
государств
континента.

2

3

4

Великобритания (Соединённое с.
Королевство Великобритании и 5Северной
Ирландии): 1
географическое
положение, 0
природа, экономика.
(изучения нового)
Великобритания:
население, с.
культура, обычаи и традиции.
1
(комбинированный)
11
4

Франция
(Французская с.
Республика):
географическое 1
положение, природа, экономика. 51
(комбинированный)
8
Франция: население, культура,
обычаи и традиции.

5

(комбинированный)

с.
1
82
2

Островное
Знать географическое положен
государство., бухты, Великобритании.
Уметь
нах
названия
частей политической карте Евразии Велико
Соединённого
столицу.
Королевства,
монархия,
Европейский союз.

Уметь называть обычаи англичан.

Британцы,
Тауэр,
резиденция,
гвардейцы,
папахи,
названия
др.
достопримечательнос
тей.

Альпы, Пиренеи,Сена, Знать географическое положен
Ла-манш,
«Рено», Франции. Уметь находить на полити
«Пежо»,
названия Евразии Францию, ее столицу.
областей.

Прованс,
бретонцы,собор
Парижской
Богоматери, Эйфелева
башня, средневековье,
католики.

Уметь называть обычаи французов.

6

Германия
(Федеративная с.
Республика Германия).
2
2(комбинированный)
2
6

Географическое
Знать географическое положен
положение. Столица. Германии. Уметь находить на полит
Крупные
города. Евразии Германию, ее столицу.
Политическое
устройство.
Население.

7

Австрия
(Австрийская с.
Республика).
Швейцария 2
(Швейцарская Конфедерация).
73
3

Географическое
положение. Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.

Знать географическое положен
Австрии. Уметь по иллюстрациям
достопримечательностей узнавать
города Евразии.

Миндаль,
оливки,
коррида,
сиеста,кастаньеты,
пробковый дуб.

Знать географическое положен
Испании и Португалии. Уметь
политической карте Евразии
Португалию, их столицы.

ЮЖНАЯ ЕВРОПА (4 часа)

II
8

Испания (Королевство Испания). с.
Португалия
(Португальская 3
Республика)(изучения нового)
64
1

9

Италия
(Итальянская с.
Республика):
географическое 4
положение, природа, экономика. 24
(комбинированный)
4

Апеннинский
Знать географическое положен
полуостров, вулканы, Италии. Уметь находить на полити
маслины,
концерн Евразии Италию, ее столицу.
«Фиат»,Ватикан, Папа
Римский.

10

Италия: население,
обычаи и традиции.

с.
4
44
8

Карнавал,
паста, Уметь
по
иллюстрациям
пицца,
Колизей, достопримечательностей узнавать
гладиаторы,
города Италии.
Флоренция, Венеция,
Пиза.

с.
4
85
2

Олимп,
македонцы, Знать географическое положен
Олимпийские игры, Греции. Уметь находить на полити
античные, Акрополь.
Евразии Грецию, ее столицу.

культура,

(комбинированный)

11

Греция (Греческая Республика).
(комбинированный)

III

СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА (3 часа)

12

Норвегия
Норвегия).

(Королевство с.
5
5(изучения нового)
5
8

Географическое
Знать географическое положен
положение. Столица. Норвегии. Уметь находить на полит
Крупные
города. Евразии Норвегию, ее столицу.
Политическое
устройство.

13

Швеция (Королевство Швеция).

с.
5
86
1

Фьорд, королевство, Знать географическое положен
ратуша, Нобелевская Швеции. Уметь находить на полити
премия.
Евразии Швецию, ее столицу.

с.
6
26
5

Суоми,
росомаха, Знать географическое положен
Финляндии.
саами, сауна.
Уметь находить на политической к
Финляндию, ее столицу.

(комбинированный)

14

Финляндия
Республика).

(Финляндская

(обобщения и систематизации)

IV

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА (11 часов)

15

Польша (Республика Польша).
Чехия (Чешская Республика).
Словакия
(Словацкая
Республика).
(изучения нового)

16

Венгрия
Республика).

с.
6
87
4

(Венгерская с.
7
4(комбинированный)
7

Географическое
положение. Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.

Знать географическое положени
Польши. Уметь находить на политич
Евразии Польшу, Чехию, Сло
столицы.

«Икарус»,
Буда, Знать географическое положени
Пешт,
подземные Венгрии.
пещеры,
паприка, Уметь находить на политической ка
Венгрию, ее столицу.
чардаш.

7
17

Румыния (Республика Румыния)
(комбинированный)Болгария
(Республика Болгария).

18

Сербия и Черногория.
(комбинированный)

19

Эстония (Эстонская Республика).
(комбинированный)

20

Латвия (Латвийская Республика).
(комбинированный)

21

Литва (Литовская Республика).
(обобщения и систематизации)

22

Белоруссия
Беларусь).

(Республика

(изучения нового)

с.
7
88
1

Карпаты,
Дунай, Знать географическое положени
дельта,
Бухарест. Румынии и Блгарии.
Уметь
по
иллюстрациям
Кириллица
достопримечательностей узнавать
города Евразии.

с.
8
28
4

Югославия, Косово, Знать географическое положени
Воеводина, албанцы, Сербии и Черногории.
Уметь
по
иллюстрациям
мусульмане,
гражданская
война. достопримечательностей узнавать
города Евразии.
Белград.

с.
8
48
7

Страны
Балтии, Знать географическое положени
валуны,
Нарва, Эстонии. Уметь находить на п
корабельные сосны, карте Евразии Эстонию, ее столицу.
«Старый
Томас»,
хутор.

с.
8
79
1

Даугава,
дюны, Знать географическое положени
Домский
собор, Латвии.
этнографический
Уметь находить на политической ка
музей, янтарь.
Латвию, ее столицу.

с.
9
19
4

Неман,
Вильнюс, Знать географическое положени
Паланга,
Тракай, Литвы. Уметь находить на политич
Куршская коса.
Евразии Литву, ее столицу.

с.
9
59
8

Поозёрье,
самосвал Знать географическое
БелАЗ, бульба.
Белоруссии.

положени

Уметь находить на политической ка
Белоруссию, ее столицу.

23

Украина.
изменения

Геополитические с.
9
9(комбинированный)
1
0
2

Бук,
названия
полезных
ископаемых, тяжёлая
промышленность,
импорт.

24

Молдавия
Молдова).

Кодры,
фазаны, Знать географическое положени
виноградарство,
Молдавии.Уметь находить на п
гагаузы, цимбалы.
карте Евразии Молдавию, ее столиц

(Республика

(обобщения и систематизации)

с.
1
0
31

Знать географическое положени
Украины. Уметь по иллюстрациям
достопримечательностей узнавать
города Евразии.

0
5
25
Т

26

Обобщающий урок
по теме
«Страны Европы». ТЕСТЫ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ
часов)
Казахстан
Казахстан).
(изучения нового)

АЗИЯ

(6

с.
(Республика 1
0
81
1
1

Знать географическое положени
Казахстана.Уметь находить на п
Тянь-Шань,
отары, карте Евразии Казахстан, его столиц
кумыс, арык, чабан,
юрта,
Байконур,
«Медео».

27

Узбекистан
(Республика
Узбекистан).(комбинированный)

с.
1
1
21
1
5

Туранская
Знать географическое положени
низменность,
Узбекистана.Уметь находить на п
каракуль,
карте Евразии Узбекистан, его столи
шелководство,
мечеть,
медресе,
изразцы.

28

Туркмения (Туркменистан).

с.
1
1
61
1
9

Географическое
Знать географическое положени
положение. Столица. Туркмении.Уметь находить на п
Крупные
города. карте Евразии Туркмению, ее столиц
Политическое
устройство.

(комбинированный)

39

Киргизия
Республика).

(Кыргызская с.
1
2
(комбинированный)
01
2
3

Иссык-Куль, зубры, Знать географическое положени
лани,
кочевники, Киргизии.
Уметь находить на политической ка
бешбармак, осман.
Киргизию, ее столицу.

30

Таджикистан
Таджикистан).

Сырдарья, Амударья,
кишлак,
сейсмоопасная зона,
чайхана.

Знать географическое положени
Таджикистана.
Уметь находить на политической ка
Таджикистан, его столицу.

Арал

Знать причины экологических
природоохранные мероприятия

(Республика

(обобщения и систематизации)

31

Экологические
Центральной Азии.

проблемы

с.
1
2
31
2
7

(обобщения и систематизации)
VI

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ (7 часов)

32

Грузия (Республика Грузия).
(изучения нового)

с.
1
2
71
3
2

Географическое
Знать географическое положени
положение. Столица. Грузии.Уметь находить на политич
Крупные
города. Евразии Грузию, ее столицу.
Политическое
устройство.
Население.
Природные усл.

33

Азербайджан (Азербайджанская
Республика)(комбинированный)

с.
1
3
31
3
6

Закавказье, нефтяные Знать географическое положени
вышки, резервуары, Азербайджана. Уметь находить на п
нафталан, зебу.
карте Евразии Азербайджан, его сто

34

Армения (Республика Армения).

с.
1
3
61
3
9

Минеральные
Знать географическое положени
источники, террасы, Армении. Уметь находить на п
туф, долма.
карте Евразии Армению, ее столицу.

с.
1
4
01
4
3

Малая
Азия, Знать географическое положени
ангорская
порода, Турции. Уметь находить на политич
мохер,
ислам, Евразии Турцию, ее столицу.
Стамбул, туризм.

с.
1
4
41
4
6

Нефтяные
Знать географическое положени
месторождения,
Ирака. Уметь находить на политич
Кувейт, курды, война Евразии Ирак, его столицу.
в Персидском заливе.

с.
1
4
71
4

Персия, чадра, ислам, Знать географическое положени
глинобитный дом.
Ирана. Уметь находить на политич
Евразии Иран, его столицу.

(комбинированный)

35

Турция (Республика Турция).
(комбинированный)

36

Ирак (Республика Ирак).
(комбинированный)

37

Иран (Исламская Республика
Иран).(комбинированный)

9
38
Т

Афганистан
(Исламское с.
Государство Афганистан).
1
4
(комбинированный)
91
ТЕСТЫ «Страны Азии»
5
1

VII

ЮЖНАЯ АЗИЯ (2 часа)

39

Индия
(Республика
Индия): с.
географическое
положение, 1
природа, экономика.
5
4(комбинированный)
1
5
7

40

VIII
41

42

43

Индия: население, культура,
обычаи и традиции.
(обобщения и систематизации)

с.
1
5
71
6
1

Иранское
нагорье,
пуштуны, каракуль,
намаз,
гражданские
войны,
участие
советских
войск,
вывод войск.

Знать географическое положени
Афганистана.
Уметь находить на политической ка
Афганистан, его столицу.

Географическое
положение. Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.
Население.
Природные условия.
Полезные
ископаемые. Развитие
промышленности
и
с\х.
Население,
культура, обычаи и
традиции.

Знать географическое
Индии.

Географическое
положение. Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.
Население.
Природные условия.
Полезные
ископаемые. Развитие
промышленности
и
с\х.

Знать географическое положение, ст

положен

Уметь находить на политической к
Индию, ее столицу.

Уметь называть обычаи индийцев.

ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (6 часов)
Китай (Китайская Народная
Республика):
географическое
положение, природа, экономика.
(изучения нового)

Китай: население,
обычаи и традиции.
(комбинированный)

с.
1
6
21
6
6

культура, с.
1
6
71
7
0

Монголия
(Монгольская с.
Народная Республика).
1
(комбинированный)
7

Уметь находить на политической к
Китай, его столицу.

Уметь называть обычаи китайцев.

Гобийский медведь, Знать географическое положен
Монголии.
лошадь
Пржевальского,
як, Уметь находить на политической к

11
7
4

кумыс,
буддизм, Монголию, ее столицу.
монголо-татары.

44

Корея
(Корейская
Народно- с.
Демократическая Республика и 1
Республика Корея).
7
(комбинированный)
51
7
9

Северная и Южная Знать географическое положение, ст
Корея,
различия
уровня
жизни, Уметь находить на политической к
Корею, ее столицу.
генеральный
секретарь,
названия
торговых марок.

45

Япония:
географическое с.
положение, природа, экономика.
1
(комбинированный)
7
91
8
2

Географическое
положение. Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.
Население.
Природные условия.
Полезные
ископаемые. Развитие
промышленности
и
с\х.
Население,
культура.

Знать географическое
Японии.

Вьетнам
(Социалистическая с.
Республика Вьетнам).
1
Таиланд (Королевство Таиланд).
9
(изучения нового)
01
9
1

Полуостров
Индокитай,
Сиам,
плавучие
рынки,
война во Вьетнаме,
Сайгон, пагоды.

Знать географическое
Вьетнама.

Индонезия
Индонезия)

Островное
государство,
сейсмическая
активность,
Ява,
Суматра,
Бали,
раффлезия, вараны.

Знать географическое положение
входящие в её состав острова.

46

IX
47

48

Япония: население, культура, 1
обычаи и традиции.
8
(обобщения и систематизации)
31
8
5

Уметь находить на политической к
Японию, ее столицу.

Уметь называть обычаи японцев.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (3 часа)

(Республика

(обобщения и систематизации)

49

положен

Обобщающий
«Государства
ринг)

урок по теме
Азии» (Брейн-

с.
1
9
11
9
3

положен

Уметь находить на политической к
Вьетнам, его столицу.

Уметь находить Индонезию
карте Евразии.

на

Знать географическое положени
изученных государств.
Уметь находить на политической к
их столицы.

X

РОССИЯ (5 часов).

50

Россия (Российская Федерация) –
крупнейшее
государство
Евразии.
Геополитические
изменения (изучения нового).

Географическое
положение.
Столица.Политическо
е
устройство.
Население.

51

Сухопутные и морские границы
России.
Изменение
границ.
(повторение).

«Путешествие»
по Знать границы России.
карте по сухопутным
и морским границам
России.

52

Административное
деление
России. Вхождение республики
Крым в состав России.

Субъекты
(области,
республики).

53

Столица, крупные города России.

«Заочное
путешествие»
городам РФ.

Знать государственный строй и
России.
Уметь показывать Россию на
картах мира и Евразии.

РФ Знать составные части России.
округа,

Знать столицу и крупные города Рос
по

Уметь показывать на географич
столицу и крупные города страны.

Т.

Обобщающий урок. (обобщения
и систематизации) ТЕСТЫ по
теме «Россия»

XI

СВОЙ КРАЙ (14 часов)

55

История возникновения нашего
края.
(изучения нового)

История
возникновения.
Первые поселенцы.

Знать исторические
местности.

56

Положение на карте области.
Границы.
Поверхность.
(комбинированный)

Географическое
положение области.
Пограничные
территории. Рельеф.

Знать географическое положение
области.
Уметь находить на карте России
область.

57

Климат. Предсказания погоды по
местным признакам. Народные
приметы. (комбинированный)

Климатические
Уметь давать несложную
особенности
климату Рязанской области.
Рязанской
области.
Народные
приметы
погоды.

58

Полезные ископаемые и почвы
нашей
местности.
(комбинированный)

Месторождения
Знать полезные ископаемые и по
полезных
местности.
ископаемых, группы
пол. ископаемых и
почв .

54

Защита
проекта
«Широка страна моя
родная…»

сведения

хара

59

Реки, пруды, озёра, каналы
нашей
местности.
Водоснабжение нашего края
питьевой
водой.
Охрана
водоёмов. (комбинированный)

Названия водоёмов.

Знать реки и озера своей местности.

60

Растительный мир нашего края.
(комбинированный)

Особенности
растительного мира.

Знать типичных представителей рас
мира своего края. Уметь называт
нашей местности.

61

Животный мир нашей местности.
(комбинированный)

Особенности
животного мира.

Знать типичных представителей
мира своего края. Уметь называть
нашей местности.

62

Население нашей области. Его
состав. Национальные обычаи,
традиции,
костюмы,
фольклорные песни и танцы,
национальная кухня.

Особенности
Уметь составлять
национального
населения.
состава
Рязанской
области.
Народные
традиции.

63

Промышленность
нашей
местности.
Ближайшее
промышленное предприятие, где
могут
работать
выпускники
школы.

Особенности развития Знать
крупнейшие
пром
промышленности
предприятия Рязанской области.
нашего
города.
Перспективы
трудоустройства.

64

Специализация
сельского
хозяйства. (комбинированный)

Особенности
Уметь называть отрасли сельского
сельского хозяйства своего края.
Рязанской области..

Т

ТЕСТЫ по теме «Свой край»
65

Транспорт
нашего
(комбинированный)

края.

66

67

Архитектурно-исторические
и
культурные памятники нашего
края. Экскурсия в краеведческий
музей.

68.

Обобщающий урок «Моя малая
Родина».(обобщения
и
систематизации
Контрольная работа за год.

Развитие
транспортной
системы области.

рассказ

о

Уметь называть виды транспорта сво

Знать культурные памятники своего

Знать географическое положение
представителей жив. и растит. мира


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».